
Сёстры! Сёстры! все мы нагие! все мы едины! все мы равны!
Бросимся в реки, все мы похожи, как капли воды!
Великого мы девушка-цаца.
Все смуглоглазые будем купаться.
Сложим одежды, потом перепутаем,
Всё переменим — все мы равны,
И после оденем — русалки волны.
И кто был в воде нем — будет бус без.
Мы равенство миров, единый знаменатель.
Мы ведь единство людей и вещей.
Мы учим узнавать знакомые лица в корзинке овощей,
Бога лицо.
Повсюду единство мы — мира кольцо.
Мыслители нате!
Этот плевок — миров столица,
А я — весёлый корень из нет-единицы.1![]()
аука и поэзия, реально творимые живыми людьми в определённую эпоху, опираются на свойственное времени и месту отношение к окружающему. Исследование признаётся научным лишь в том случае, если не выходит за рамки представлений, принимаемых научным сообществом как данность, — научной идеологии, если угодно — научной мифологии. Как Хлебников, так и Планк, Минковский, Эйнштейн, Кольцов и Вавилов питались одной и той же мифологией, почерпая из неё исходные интуиции.Не станем здесь выяснять, в какой мере размышления над поэзией плодотворны для правды. Хлебников утверждал, что:
Впрочем, посох по руке лишь богатырю.
Очевидно, даже беглое знакомство с некоторыми концепциями “нового” естествознания грани веков резко расширит круг ассоциаций, необходимых для более полного, чем при одном лишь филологическом подходе, понимания Хлебникова. Ведь Хлебников обладал глубокими познаниями во множестве разных областей — причём знал именно то, что нужно знать, — и последовательно уничтожал указатели на контекст должного истолкования. Вероятно, поступал он так потому, что его творчество вообще ориентировано на мгновенное постижение-озарение: сразу во всей полноте. — Сказывают, что и Моцарту „чудится, что он слышит всю симфонию от начала до конца сразу, одновременно, в один миг!”3![]()
Хлебниковское понимание пространства и времени резко расходится с классическими представлениями и близко так называемому новому естествознанию. Хлебников исповедует единство пространства-времени, заявляя: человек есть местовременная точка.4![]()
Время имеет субъективное значение для мыслящей личности: жизнь есть частное число дел и количества времени.5![]()
Суть привлекательности хлебниковского понимания времени — в отождествлении времени-дления с жизнью: заря будущего мирно пасётся с тенями прошлого.6![]()
Хлебников считал время-пространство не бездырным и строил уравнения на квантах времени. Вспоминаю рассказы Н.В. Тимофеева-Ресовского о встречах с В.И. Вернадским на Неделе русской науки в Берлине в 1927 году:
я-то лично думаю, и по моим воспоминаниям от наших разговоров или трёпов, Вернадский придерживался близко такой мысли, что если когда-нибудь будут сквантованы пространство и время, то может быть физическим чем-то будет состояние взаимодействия квантов пространства и времени, а физическим ничто будет отсутствие такого взаимодействия ‹...›7Налицо глубокие разногласия между хлебниковским пониманием ожизненного, одухотворённого времени-пространства и ньютоновским голым пространством и мёртвым временем (речь идёт, конечно, не о великом мыслителе, математике, мистике, а о позднейших эпигонах, не способных, в отличие от Ньютона, ни ответить на вызов времени, ни почувствовать такой вызов).
Младший современник Хлебникова А.Ф. Лосев высказался весьма энергично:
еханика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не имеет границ, т.е. не имеет формы. Для меня это значит, что он — бесформен. Мир — абсолютно однородное пространство. Для меня это значит, что он — абсолютно плоскостен, невыразителен, нерельефен. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Чтó это как не чёрная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое всё-таки интереснее и теплее и всё-таки говорит о чём-то человеческом.8Некий журналист, нападая на пушкинское стихотворение, неловко пошутил насчёт „когтей господина сочинителя”. Стихотворение и заметка были без подписи. Пушкин отозвался эпиграммой «Ex ungue leonem»:
Хлебников спокойно высказал неприятие Ньютона во фрагменте «Я и Чосер» Досок Судьбы. Полезно наложить пушкинскую эпиграмму на подробности раскола классической и новой физики — отчётливее поймёшь весь сарказм хлебниковского высказывания:
Напротив, Хлебников высоко ценил специальную теорию относительности Г. Минковского:
Минковский в уравнении 3·105 км = √–1 сек показал связь места и времени, а на суконный серый шлем, доставшийся от имперских запасов, красногвардейцы нашивали матерчатую пятиугольную звезду. Пентаграмма — символ Пифагорейского братства — замечательная фигура: с ней связано золотое сечение; её пятиричная симметрия, невозможная у правильных кристаллов, характерна для живых структур (морские звёзды, пятипалая конечность, генетический код и проч.). Металлическую звёздочку с плугом и молотом, символом единства пространства и времени, поначалу получили избранные части: политотделы, чека. Хлебников видел эту первую звёздочку, когда Чека за 40 верст меня позвала на допрос ‹...›10![]()
![]()
В речи 1908 года Герман Минковский настаивал, что выражаемая формулами группы Лоренца связь между пространственными координатами и временем не случайна, но есть проявление их внутренней связи:
тныне пространство и время, рассматриваемое отдельно и независимо, обращаются в тени, и только их соединение сохраняет самостоятельность.12В «Трубе Марсиан» Хлебников говорит о том же:
юди!Чтобы подчеркнуть это соединение, Минковский вводит общее понятие мир: элемент мира есть мировая точка (х, y, z, t). — Здесь нельзя не вспомнить хронотоп Бахтина и Ухтомского и местовременную точку Хлебникова. Если бы мы могли провести мировые линии всех субстанциональных точек Вселенной (атомов, световых волн), то получили бы историю Вселенной в её прошедшем и будущем.
еперь понятие человеческого рода установило третье понятие — понятие n-протяжённой величины, которое нетрудно было бы назвать дедушкой по отношению к нашим близнецам, двум загадкам бытия. Исходя из него, этого третьего понятия-дедушки, нетрудно вывести оба понятия, пространство и время, и найти и вычертить их родословную. А ведь это очень большой успех, так как дух человеческий радуется и смеётся светлым смехом, как дитя нашедши цветной камешек, когда ему удаётся свести два отдельных, разделённых разрывом генетической связи, понятия на одно, некоторое третье.14Вопрос о метрике мира-дедушки решает специальная теория относительности в той форме, которую ей придал Минковский. Её основной принцип, мировой постулат, благодаря которому „становится возможно вполне одинаковое рассмотрение четырёх координат x, y, z, t, и через это выигрывают в удобопонимаемости формы, в которых выражаются физические законы”. Все законы природы инвариантны относительно преобразований, оставляющих неизменной функцию х2+y2+z2 – c2t2. Введя вместо t переменную s = t√–1, Минковский получает квадратичное дифференциальное выражение, которое оказывается вполне симметричным в отношени x, y, z, s, „и эта симметрия переносится на каждый закон, не противоречащий мировому постулату”.
Поэтому сущность этого постулата можно выразить мистическою формулою
Вот почему постоянный персонаж Хлебникова, мнимая единица, позволяет о явлениях времени говорить словами места. В рассказе «Ка2»:
онечно, даже вы допустите, что может быть человек и ещё человек, положительное число людей. Два. Но знаете, что когда кого-нибудь нет, но его ждут, то он не только [не] увеличивает на единицу число вещественных людей, его не только нет, но он и отрицательный человек? И что по воззрениям иных мы переживаем столетия [кусты мигов] отрицательного пришельца с терновником в руке ‹...›.Вдумаемся в стихотворение
Переломное слово здесь кузнечик, насекомое (золотописьмом тончайших жил); далее речь идёт о синице Parus major L., она же Большая синица, Кузнечик, Обыкновенная и Простая синица, Жёлтый Слепух, Зинька, Зиньзивер:
сегда весёлая и бодрая, она безостановочно скачет и лазает по веткам деревьев, кустов, живых изгородей и заборов ‹...›. Веры в другом варианте стихотворения означали верхушки камышей; здесь также: виды (насекомых).
пришёл к формуле, что виды — дети вер и что веры — младенческие виды. Один и тот же камень разбил на две струи человечество, дав буддизм и Ислам, и непрерывный стержень животного бытия, родив тигра и ладью пустыни ‹...› виды потому виды, что их звери умели по-разному видеть божество (лик). Волнующие нас веры суть лишь более бледный отпечаток древле действовавших сил, создавших некогда виды.19Далее из Брэма:
ё голос обыкновенное ‘цитт’ или ‘зитт’, к которому, в минуту опасности, присоединяется ‘терррр’; в случае испуга этим звукам предшествует ещё: ‘пиик, пиик’; нежные чувства выражаются слогами: ‘вюди, вюди’. Пение простое, но не неприятное.Так волшебный камень, давший Хлебникову метабиоз, задаёт способ превращений, метаморфоза. Вот прекрасный отрывок: оленя преследует охотник.
Основателями современной космологии и космогонии считаются Эйнштейн и особенно Фридман. В 1922 году молодой русский физик А.А. Фридман нашёл нестационарные решения уравнения Эйнштейна и, таким образом, выдвинул представление о нестационарной Вселенной как основе своей математической космогонии. Эйнштейн развивал релятивистскую космологию и использовал стационарную модель. Неудивительно, что он ответил на публикацию Фридмана уничтожающей критикой. Только после некоторых разъяснений он признал (вполне формально) идею Фридмана. Для позитивистски настроенного научного сообщества новая нестационарная модель оказалась делом отчасти не уместным, во всяком случае, неловким: допуская, что Вселенная подвержена изменениям, мы с необходимостью придем к выводу, что у неё будет конец и было начало, — то есть к идее Творца.
Впрочем, сейчас, и уже давно, идея пульсаций Вселенной никого не смущает; именно на ней основаны различные варианты представлений о первичном раздувании Вселенной и Большом Взрыве — каменеющем крике Хлебникова; более продвинутые модели рассматривают последовательности взрывов, крик за криком. Сжатие и схлопывание Вселенной начинают “ночь Брамы”, когда времени больше не будет. Ночь проходит; перед зарёй дня и новым возникновением времени вся вселенная была широко раскрытый клюв ворона.21![]()
Во всех космогониях первый символ — Яйцо (или Голова), окруженное Тьмой, — отсюда Ворон. Ной послал Ворона после Потопа, но тот не вернулся в Ковчег, ибо тогда началось создание Вселенной. Иначе: Ворон это Голова Вселенной, где творятся Боги, Небеса, Земля. Отсюда название хлебниковской вещи — Голова Вселенной.
Мысль о пульсации Вселенной, среди других своих воззрений, Хлебников разъяснял в 1919–1920 гг. в Харькове Андриевскому. Научные монологи Хлебникова перемежались репликами о стихах: Андриевскому особенно понравилось стихотворение «Ты же, чей разум стекал...» из свежего сборника «Пути Творчества».22![]()
Записав вариант для Андриевского, Хлебников заметил:
амая важная в нём строчка — это шиповники солнц понимать точно пение. В ней в самой краткой форме я утверждаю свою убеждённость в пульсации всех отдельностей мироздания и их сообществ. Пульсируют солнца, пульсируют сообщества звёзд, пульсируют атомы, их ядра и электронная оболочка, а также каждый входящий в неё электрон. Но такт пульсации нашей галактики так велик, что нет возможности ее измерить. Никто не может обнаружить начало этого такта и быть свидетелем его конца. А такт пульсации электрона так мал, что никакими ныне существующими приборами не может быть измерен. Когда в итоге остроумного эксперимента этот такт будет обнаружен, кто-нибудь по ошибке припишет электрону волновую природу. Так возникнет теория лучей вещества. ‹...› Кеплер писал, что он слушает музыку небесных сфер. Я тоже слушаю эту музыку, и это началось еще в 1905 году. Я ощущаю пение вселенной не только ушами, но и глазами, разумом и всем телом.23Позже Хлебников включил полный вариант своего космогонического стихотворения в поэму «Война в мышеловке». Вот этот образчик гипертекста Хлебникова:
В «Романе без вранья» А. Мариенгоф вспоминал о встрече с Хлебниковым в Харькове в апреле 1920-го: о глазах „как у святых на иконах Дионисия Глушицкого” и о церемонии посвящения в Председатели с кольцом, символом Земного Шара, на мизинце Хлебникова.25![]()
Закончим стихотворение — гордая, полная вызова и веры в победу вещь написана 7.XII.191726![]()
Это космогоническое стихотворение даёт также очень точное, с психофизиологической стороны, описание пробуждения Кундалини. В нижней части позвоночника расположен четырёхлепестный “корневой чакрам” — Мула чакра. Здесь обитает творческая змеиная сила Кундалини — форма шакти, имманентная человеческому телу. Кундалини находится в сонном состоянии у обычных людей. В результате аскетических подвигов или по иным причинам змеиная сила пробуждается и ползет вверх по системе чакрамов, стремясь сперва к области “третьего глаза”, то есть к 6-му двулепестному чакраму, Аджна. Эта стадия соответствует возврату в первозданное состояние, пастушеский быт первой древности, когда человек вновь обретает чувство вечности, чем достигает потенциального бессмертия. Вплоть до этой стадии сохраняется человеческое состояние. Седьмой чакрам, тысячелепестный Сахасрара, соответствует головному мозгу; это местопребывание Атмана, сюда, к нему, как к своему супругу, поднимается Кундалини. Момент встречи восходящего тока сушумны с солнечным лучом — и в скважину надменно вставил28![]()
Хлебников записал в дневнике:
сли я Парсифаль, то искупление было 19 сентября 1914 г. в финской лавке обуви, где синеглазая финка быстро села на колени и быстрым проворным движением завязала мне обувь и чело тёмное её просило поцелуя. Точно я Иисус Христос.29В жизненной ситуации он увидел отражение символической картины: в храме на вершине Монсальвата, горы Спасения, Парсифаль держит священное копьё с постоянно стекающей кровью и обретённую чашу Грааля; боготворит святые реликвии коленопреклоненная Кундри, освобожденная из замка чародея Клингзора. Символизм поясняется аналогией с человеческим телом: Монсальват — тело человека; храм — мозг, точнее, Сахасрара; копьё — позвоночник, его наконечник и чаша — шишковидная железа и гипофиз; Кундри — это Кундалини.
√–1 у Хлебникова связан со специальной теорией относительности, давшей предельную мировую скорость; символ общей теории относительности — знамя Лобачевского логов:
Из ОТО возьмём тему: Пуанкаре против Эйнштейна. Пуанкаре рассуждал так: астрономические наблюдения позволят решить вопрос, истинна ли геометрия Лобачевского (или Римана). Но то, что мы называем прямой линией в геометрии, это просто путь светового луча. Тогда, если, скажем, истинна неевклидова геометрия, то нам остается выбор между двумя возможностями: 1) мы могли бы отказаться от евклидовой геометрии; 2) мы могли бы принять другие законы оптики и допустить, что свет не распространяется точно по прямой линии (при измерениях мы должны также добавить новые законы, устанавливающие, что все твёрдые тела подвергаются некоторым сокращениям и расширениям). Пуанкаре предпочёл вторую возможность, а Эйнштейн её исключил, ради простоты системы физики.
Возьмём Алису и Гулливера из общеизвестных трактатов по относительности. Алиса всё время изменялась в росте, то делаясь больше, то уменьшаясь до таких ничтожных размеров, что почти совсем исчезала. Гулливер постоянно был одного роста, но в одном путешествии встретил людей и предметы ничтожно малой величины, в другом попал в страну, где всё было гигантским. В обоих случаях речь идёт об одном и том же. Но Льюис Кэррол принял обычную для ума учёного точку зрения: изменяется наблюдательница. Свифт, напротив, становится на точку зрения обыденного смысла: заставляет Гулливера приписывать собственные изменения изменениям вещей. Но обе точки зрения являются законными.
Какова основа для выбора евклидовой или неевклидовой структуры физического пространства? Удобно избежать поправочных коэффициентов. Определяем единицу длины как длину изменяющегося стержня, независимо от температуры, магнитных и упругих сил, сильной или слабой гравитации. Логических противоречий в этом нет, но этот выбор приводит физика к довольно сложной картине мира: всякий раз, как пламя подносится к стержню, все другие предметы в космосе, включая удалённые галактики, немедленно сжимаются. Для Эйнштейна такая плата была велика и выбор нецелесообразен.
Читателю предлагается решить, на каких математических или физических реалиях основана тема Хлебникова:
Плодотворных контекстов для попытки постижения Хлебникова биология даёт не меньше, чем физика. Вот тема. Хлебников говорит: стихи должны строиться по законам Дарвина,32![]()
![]()
Словно вторя заявленному Тютчевым в его «Silentium» кругу проблем, В. Гумбольдт писал:
еловек чувствует и знает, что язык для него — только средство, что вне языка есть невидимый мир, в котором человек стремится освоиться только с его помощью. Для самого повседневного чувства и самой глубокой мысли язык оказывается недостаточным, и люди взирают на этот невидимый мир как на далёкую страну, куда ведёт их только язык, никогда не доводя до цели. Всякая речь в высоком смысле есть борьба с мыслью.35Хлебников отвечает Гумбольдту и Тютчеву:
ы указываем, что кроме языка слов, единиц слуха, есть язык — ткань из единиц ума Об этом же говорит он и в поэме «Поэт»:
Джон Донн бросил мяч:
Через триста лет Хлебников мяч отбил — разоблачением идеи Вселенской Сети как подмены поисков несказáнного и постановкой суровой задачи поиска законов времени:
Пифагор атаковал несказанное с помощью чисел:
ервообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам.40Хлебников ориентирован не на число как орудие постижения, он стремится прямо на родину смысла — к доразумному устью.
Несомненно, пифагорейские числа учтены Хлебниковым. Но дóлжно пядь за пядью отвоёвывать материк молчащих смыслов, а для этого приходится постоянно перевооружаться:
Хлебников объясняет необходимость новых подходов:
огда я замечал, как старые строки вдруг тускнели, когда скрытое в них содержание становилось сегодняшним днём, я понял, что родина творчества — будущее. Оттуда дует ветер богов слова.42Николай Вавилов в 1920 году выдвинул недарвиновское представление о едином круге допустимых превращений разнообразных признаков близких (и далековатых) групп организмов. Можно составить реестр допустимых признаков и искать в природе формы с желаемыми свойствами, чем Вавилов и занимался с выдающимся успехом. Это можно сопоставить с метаморфозом самовитого слова, с метаморфозом смыслообразов и даже с единым кругом превращений, включающим все напечатанные и рукописные тексты, который составляет интегральный текст Хлебникова.43![]()
Мысль Вавилова об ограниченной и направленной изменчивости близка по духу мысли Хлебникова о подобных событиях, разделённых определёнными интервалами времени.
И.В. Гёте предложил понятие метаморфоз для рассмотрения растения сразу со всех сторон и одновременно во все моменты его цикла развития. И.И. Канаев посвятил разбору этого круга идей (вдохновившего Р. Штейнера на создание антропософии) ряд превосходных книг, и читатель найдёт в них ценный материал для сопоставления с миром Хлебникова.44![]()
Хлебников конструирует будущие науки.
омня, что n0 — знак точки, n1 — знак прямой, n2 и n3 — знаки площади и объёма, искать пространства дробных степеней: n1/2, n1/3, где они?Хлебников обитает в разных мирах — так Китоврас в своём царстве днём управляет людьми, а ночью зверями, так Гермес владеет языком божественным и человеческим, и толкует людям волю богов. Для хлебниковских существ, обитающих в пространствах дробных измерений, то есть принадлежащих сразу к точке и прямой, к линии и площади, к поверхности и трёхмерному телу, придумано название: фракталы. Обозначая проблему новым именем, которое даёт быструю привычку без выяснения сути дела, мы часто поддаемся иллюзии решения проблемы или её отсутствия. Вот почему Хлебников постоянно удаляет слова, растратившие энергию, и ищет живые слова.
Новая физика начала XX века стала теперь классикой, в значительной мере историей (было ли в ней много нового, помимо введения в контекст позитивистской науки изрядной дозы древних идеологий?)
Вот чем занималась физика последней четверти века — элементарными частицами: систематизацией, прогнозированием, рассуждениями о происхождении, погоней за ускользающим окончательным неделимым. В “начале времени”, то есть при раздувании Вселенной после Большого Взрыва существовали, как принято считать, четыре типа частиц: это кварки с зарядами, описываемые хлебниковскими двойками и тройками: + 2/3 и – 1/3 (в “зрелое” время протон содержит два кварка с зарядом + 2/3 и один кварк с зарядом – 1/3, нейтрон — один + 2/3 и два – 1/3). Теоретическая часть этой работы, связанная с законами сохранения, включая теорию суперструн (струны и брейны), имеет тенденцию превратиться в общую теорию симметрии, гимны величию которой мы находим везде у Хлебникова, в каждом большом его произведении. А внимательный читатель увидит даже указания, как такую теорию строить.
Космология начинает смыкаться с изучением элементарных частиц, например в случае полузамкнутых вселенных, которые демонстрируют квантовое поведение; эти объекты называются фридмонами.
Уместно вспомнить задачу Эйнштейна: построить единую теорию поля. Некоторые недавние Нобелевские премии были присуждены за попытки связать два из четырёх типов полей (различают сильные, слабые, гравитационные и электромагнитные взаимодействия). Чистые законы времени служат моделью теории единого поля: атомная бомба — разорвана! воскликнул Хлебников по случаю вывода изящной формулы, связавшей удар волны света, сутки Сатурна и Юпитера с порогом простой реакции человека.
Питомники будущих нобелистов должны ввести обязательный курс чтения Хлебникова ради бесценных интуиций, столь щедро им расточаемых.
В естествознании слово ‘метаморфоз’ впервые стало термином при обсуждении превращения бабочек. Отложенная грена зимует, из неё вылезают личинки-гусеницы, они безостановочно едят, временами линяют, затем окукливаются, в коконе зреют невидимые превращения, из куколки вылетает бабочка. Отсюда одна из тем «Досок Судьбы»: Как гусеница думает о поре, когда она станет крылатой бабочкой и готовится к этому, так и в глубине верований всех народов таилось учение о грядущем преображении человечества,46![]()
Агентами циклических превращений у Хлебникова (вспомним его интерес к циклическим числам) часто выступают персонажи со стойкими негативными ассоциациями — Антихрист, 666, Масих аль Деджал, или просто Чортик.
Но у Хлебникова нет намерения эпатировать публику. Последний День (Фрашо-Кэрэти = Чудо-делание) несовершенного мира и эры Смешения (добра и зла) возвестит Спаситель (Астват-Эрети), тогда мир авестийских последователей Зороастра перейдёт в эру Разделения (отделения от зла), где восстановлен исходный совершенный мир. На том же листе, в столбце 365 гуру читаем:
Бабочка, символ души (у Хлебникова ещё и символ книги, метаморфоза и проч.), имеет счастливую судьбу в поэзии. А.С. Пушкин в стихотворении «Художнику» (1836) говорит о некоем ваятеле, он видит в его мастерской („Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль...”) знаменитых бабочек Parnassius apollo и Arginnis niobe.
Вопрос: кто ваятель? и что его мастерская?
А теперь смотрим на бабочек Хлебникова:
Вонилья — крылья бабочки, но не всякой: у большой перламутровки Argynnis paphia есть четыре полоски пахучих чешуек на крыльях, они летают над собачьей фиалкой. Vanessa — род бабочек. У самцов перламутровки адиппы A. adippe две полоски, летают над фиалками. Ароматы бабочек и цветов перемежаются и смешиваются.48![]()
Здесь заявляют свои права звёздная азбука и заумный язык. Последний исходит из двух предпосылок:
Все священные алфавиты были прочитаны на небе: неподвижные звёзды (для них характерно положение в пространстве) дали согласные, а планеты, с их временами обращений, гласные. Хлебников связал с каждой согласной тот или иной образ движения в пространстве.
Ка ветра — крыло как преграда ветру; Эль зари — крыло, зарёй окрашенная плоскость; Вэ синих глаз (одно из значений) — круговые движения синих глаз Хлебникова; виель крыла — “глазок”: взгляд падает на крыло, очерчивая круг.
Слепой красавицы глазами смотрит на Хлебникова глазок на крыле бабочки; рисунок пропадает, когда она ближе к глазам, близоруко-голубая, проступает голубой фон; на крыльях улетающей в синие меды неба бабочки между полосок синих пятнышек видны крупные пятна-солнца, а между взмахами крыльев — ожоги Солнца.51![]()
В связи с использовании в этом стихотворении звёздного языка сошлюсь на трактат А. Фабра д’Оливе «La langue hébraique restituée...» (Paris, 1815). Трактат включает «Словарь...» с характеристиками звуков азбуки как метафизических начал. Еврейская азбука не соответствует русской, однако было бы любопытно сопоставить ламед и вау по Фабру с эль и вэ по Хлебникову. У Фабра:
амед — знак расширительного движения; он прилагается ко всем идеям протяжения, возвышения, занятия места, завладения ‹...›. Буква вау имеет два различных гласных значения, а третье согласное. По первому из этих гласных значений, она представляет человеческий глаз и становится символом света; по второму она представляет ухо и становится символом воздушного ветра, звука; в качестве согласной она есть эмблема воды и представляет вкус и вожделеющее желание.Хотя устремления Фабра и Хлебникова весьма различны, разительное совпадение заключается в том, что буквы трактуются как существа. Отмеченные частичные аналогии вау и вэ не могут дать основы для полномасштабного сопоставления двух словарей, но чрезвычайно занятно другое сопоставление: вэ звёздного языка имеет смысл вихря и точку в круге в качестве эмблемы — что даёт чёткое указание на первую сефиру Кетер, одно из наименований которой Точка внутри Круга, чья сфера в материальном мире Асиа называется Первичные Вихри.
Хлебников на редкость спонтанен, и поиск предшественников его звёздного языка (ранние варианты около 1910 г., окончательный извод — 1919 г.) вряд ли может быть продуктивным, скорее заведёт на ложную тропу. Но кое-что можно разузнать у его единомышленников. Вспомним о первой встрече и четырёхчасовой беседе Хлебникова с П.А. Флоренским в 1916 году. Флоренский всю жизнь собирал материалы для книги «Имена»,52![]()
Смена точек зрения — это начало метаморфоза. Так Хлебников смотрит на Москву.
Во фрагменте из «Горе и Смех»
В.В. Набоков, последователь Хлебникова, озаглавил первый вариант мемуаров термином судебного разбирательства: «Conclusive Evidence» — решающее показание, или что-то в этом роде. Переведя воспоминания на русский язык и ментальность, он сдвигает точку зрения, и получается плавно текущее заглавие, словно воспоминание о русском романе XIX века: «Другие берега». Мимикрия под детективный роман не выдерживает сравнения; теперь приходится перевести текст с русского, но не на американский, а на континентально-европейский вариант английского, с отголоском французского: «Speak, Memory».
Принцип метабиоза — исток оппозиций: добро — зло, время — пространство, день — ночь.
И ещё день и ночь:
Видеть предмет сразу со всех сторон и в любой момент времени — это хлебниковский способ стать с ним вровень. Вот поэтому-то так част у Хлебникова метаморфоз и его моменты: сдвиги угла зрения, почти повторы, развилки динамических траекторий. Хлебников читает записанное при раннем переживании:
Хлебников легко переговаривается сквозь века со своими собеседниками:
В 1716 году Алексей Зубов на удивительной по трактовке пространства гравюре60![]()
![]()
Отсюда выражение “столица на ‘бурх’”, понятное ещё в начале XX века. В сборнике 1913 года Хлебников отзывается на надпись Зубова полётом Внучки Малуши на медведе:
Поэтический ответ мы часто встречаем у Пушкина. Вот эпиграф ко II-й главе «Евгения Онегина»:
Здесь игра на омонимах и отсылка к анекдоту о состязании в краткости. Некто, вызвавший Вольтера, прислал латинское письмо: Eo rus — еду в деревню; тот ответил: I — езжай.63![]()
Хлебниковское
Когда одно и другое одновременно стоит перед мысленным взором, то сама вышёптывается формула, замыкающая лотос-треугольник:
индийской поэтике имеется развитое учение дхвани Анандавардханы (Х в. до Р.Х.) о двойном, тайном смысле поэтической речи. По этому учению не может быть названа поэтической речь, слова которой употреблены только и исключительно в прямом, обычном смысле. Что бы ни изображала такая речь, она будет прозаической. Лишь тогда, когда она, через ряд ассоциаций, вызывает и другие картины, образы, чувства, когда „поэтические мысли сквозят, как бы просвечивают через слова поэта, а не высказываются им прямо”, мы имеем истинную поэзию.66В 1910-е годы Павел Флоренский предложил новое геометрическое истолкование мнимостей, которое доставляет богатый круг ассоциаций смысло-образам Хлебникова.67![]()
В геометрии изучается пространство, значит, единицей меры следует брать часть самого пространства — часть плоскости, в плоской геометрии. Тогда мнимая единица √–1 получает смысл стороны квадрата площадью –1.
Каким же образом знак площади меняется на отрицательный? Формально площадь фигуры, скажем треугольника, меняет свой знак при изменении обхода вершин. Однако площадь как таковая обходом её периметра не характеризуется. Направление обхода можно задать абсолютно (если с самой фигурой связать некоторое циклическое движение: по контуру фигуры пропустить ток; поместить на фигуру часы с прозрачным циферблатом и т.п.). Причину этой двойственности Флоренский ищет в некотором движении. Можно воспользоваться третьим измерением пространства: перевернуть треугольник над плоскостью и снова положить его плашмя на плоскость — теперь уже оборотною стороной, получив зеркальное отражение исходного. Площадь его изменила свой знак, потому что изменилось на обратное направление обхода.
Но третьим измерением пространства можно воспользоваться иначе: вместо изменения положения фигуры — заставить самого наблюдателя перемещаться относительно фигуры и рассматривать её с разных сторон. Таким образом, всякий вырезок плоскости из одной стороны положителен, а из другой отрицателен. „Новая интерпретация мнимостей заключается в открытии оборотной стороны плоскости и приурочении этой стороне — области мнимых чисел”.
Флоренский даёт намёки на возможный смысл изложенной им теории мнимостей применительно к искусству.
сли смотришь на пространство через не слишком широкое отверстие, сам будучи в стороне от него, особенно при не слишком ярком освещении стены с отверстием, то в поле зрения попадает и плоскость стены; но глаз не может аккомодироваться одновременно и на видимом сквозь стену пространстве, и на плоскости отверстия. Поэтому, сосредоточиваясь вниманием на освещённом пространстве, в отношении самого отверстия — глаз вместе и видит его, и не видит. Он его видел, когда проникал через него вглубь пространства, а когда уже проникнул, то перестал видеть, но воспоминание о виденном не может оставить сознание: смутное, почти осязаемого порядка, впечатление от этой стены беспрестанно будоражит в сознании то, что было ранее видено. Сознание необходимо раздвояется между образом непосредственно зрительным и образом косвенно, посредственнозрительным, даваемым чем-то вроде осязания. При этих условиях восприятия в сознании наличны два слоя элементов, — однородных по своему содержанию, но существенно разнородных по своему положению в сознании, и в этом смысле не координируемых и взаимно исключающих друг друга.Слово особенно звучит, когда через него просвечивает иной, “второй смысл”, когда оно стекло для смутной и закрываемой им тайны, тогда через слюду и блеск обыденного смысла светится второй, смотрит тёмной избой в окно слов ‹...›.68![]()
„Описанию надлежит быть двойственным”, вторит Хлебникову Флоренский.
Дважды разумная, двоякоумная–двуумная речь — везде у Хлебникова. Ведь если есть понятие отечества, то есть понятие и сынечества, будем хранить их обоих.69![]()
Как кажется, в «Письме двум японцам» речь идёт о мировых союзах юношей и войне между возрастами. Но не упустим и другой слой истолкования. Если отечество включает у Хлебникова Ветхий и Новый Завет, то сынечество указывает на чаемый Третий Завет — Завет Святого Духа.
Хлебников ведёт речь не о приходе Параклета — Утешителя, как о том говорил Иисус Христос, прощаясь с учениками перед казнью (Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне70![]()
![]()
В эту Церковь-Братство войдет и книга «Доски Судьбы», и законы времени, связавшие удар сердца человека, обращения небесных светил, движения людских масс, сдвиги материков:
Хлебниковский образ и листья, певцы того, что нет находит прямое истолкование у Флоренского:
квозящая зелень весенних рощ будит в сердце тревогу вовсе не только потому, что появляется “раннею весною”, но и просто по оптической причине — своей прозрачности: давая стереоскопическую глубину пространства, своими точечными листочками, хотя бы и вовсе не “клейкими”, эта зелень намечает глубинные точки пространства и, будучи густо распределённою, делает это с достаточной психологической принудительностью. От этого всё пространство, овеществляясь, получает зрительно характер стекловидной толщи ‹...›. Прозрачное — призрачно.М.В. Матюшин в очерке 1920 года «Опыт нового ощущения пространства» рассказал об устремлениях художников начала века, вполне сходных с изысканиями Флоренского:
овременные учёные начала столетия Минковский, Эйнштейн, Планк смело бросают мысли, сбивающие спокойную уверенность человека в совершенстве его познания и воспринимающих пространство органов и чувств. Все они дают сильный удар нашей инертности чувств и восприятий.Наиболее интересная часть мемуара Флоренского посвящена истолкованию мнимостей в связи с общим и со специальным принципами относительности, предпринятому ради нового взгляда на аристотелево–птолемеево–дантово миропредставление, данное в «Божественной комедии».
Прослеживая путь Данта с Вергилием (они спускаются по кручам воронкообразного Ада, внезапно переворачиваются ногами к поверхности Земли на уровне поясницы Люцифера, затем Дант возвращается, ногами к месту спуска), Флоренский определяет характер поверхности, по которой двигался Дант: односторонняя римановская. То есть дантово пространство построено по типу эллиптической геометрии. Но с точки зрения общего принципа относительности, аргументирует Флоренский, мировое пространство должно быть мыслимо именно как пространство эллиптическое и признаваться конечным, равно как и время — конечное, замкнутое в себе.
Флоренский разбирает смысл предельности мировых скоростей (специальный принцип относительности): предельность значит „вовсе не невозможность скоростей, равных и больших с, а лишь появление вместе с ними вполне новых, пока нами наглядно непредставимых, если угодно — трансцендентных нашему земному, кантовскому опыту, условий жизни”.
Флоренский определяет внутреннюю область мира, которая ограничивает собой всё земное бытие (R равен 27,5 средних расстояний Солнца от Земли). Это область земных движений и земных явлений. На этом предельном расстоянии и за ним начинается область небесных движений и небесных явлений — попросту Небо. „Этот демаркационный экватор, раздел Неба и Земли, не особенно далёк от нас, и мир земного — достаточно уютен”: граница мира между орбитами Урана и Нептуна.
Преобразования группы Лоренца Флоренский трактует так, что при скоростях меньше c все характеристики остаются имманентными земному опыту. При ν = c, на границе Земли и Неба, длина всякого тела делается равной нулю, масса бесконечной, а время его, со стороны наблюдаемое, бесконечным. „Иначе говоря, тело утрачивает свою протяжённость, переходит в вечность и приобретает абсолютную устойчивость. Разве это не пересказ в физических терминах признаков идей — по Платону, бестелесных, непротяжённых, неизменяемых, вечных сущностей? Разве это не аристотелевские чистые формы? или, наконец, разве это не воинство небесное — созерцаемое с Земли как звёзды, но земным свойствам чуждое?”
ир имеет определённую границу, но выйти за эту границу нельзя, — рассуждает А.Ф. Лосев.74За пределом, при ν > c, ход времени меняется на обратный, здесь следствие предшествует причине: за границею предельных скоростей простирается царство целей.
Область мнимостей реальна, постижима, а на языке Данта называется Эмпиреем.
Переход от действительной к мнимой поверхности „возможен только через разлом пространства и выворачивание тела через самого себя”, заключает Флоренский.
О способах достижения Неба помимо сверхсветовых скоростей размышляли и другие. Во время империалистической войны Е.Н. Трубецкой „образу звериному” противопоставил „жизненную правду древнерусского религиозного искусства”, выраженного особенно не иконописью, а древнерусским храмом в его целом: самое Вселенная должна стать храмом Божиим. Он рассуждал о Земле и Небе:
изантийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная “луковица” воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся. При взгляде на наш московский Иван–Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою... А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего.75Как Святая Русь Неба даёт основание и смысл земной России, так (родина творчества — будущее. Оттуда дует ветер богов слова) «Гамма Будетлянина», «Доски Судьбы» и другие деяния Хлебникова делает возможным его небесный двойник, принадлежащий духовному острову Асцу — Беловодью.76![]()
Темы “Земля и Небо” Хлебников коснулся в §1 основной теоретической работы «Наша Основа»:
ожно подумать, что наука роковым образом идёт по тому пути, по которому уже шёл язык.| “Тот свет” | “ Начало относительности” |
| Тело, туша | Тень |
| Тухнуть в смысле разложения тела | Тухнуть в смысле исчезновения огня |
| Воскресать | Кресало и огниво |
| Дело, душа | День |
| Молодость, молодец | Молния |
| Грозный | Гроза |
| Солодка, сладость | Солнце (солния) |
| Сой, семья, сын, семя | Сиять, солнце |
| Темя, тыл, тело | Тиять |
| Мерзость | Мёрзнуть |
| Стыд | Стужа |
| Холостой | Холод |
| Жить | Жечь |
| Пекло — место грешников | Печь |
| Пылкий | Пламя |
| Горе | Гореть |
| Грех | Гореть, греть |
| Ясный ум | Яски (звёзды) |
| Искренний | Искра |
| Святой, “светик” | Свет |
| Злой | Зола |
Поиски Града Божьего Хлебниковым приняли форму устройства Государства времени. Эту цель Хлебников называл также ладомиром духа | обществом “317” | сверхгосударством АСЦУ.
юди боролись до тех пор телами, туловищами и только мы нашли, что туловища — это скучные и второстепенные рычаги, а весёлые — в коробке черепа. Поэтому мы сделались пахарями мозгов. Мозгопашцами. ‹...› Государство времени озаряет люд-лучами дорогу человечества.78В воспоминаниях Дм. Петровского описан эпизод из истории общества Председателей Земного Шара.
обрались мы как-то к о. Павлу Флоренскому.Интересное наблюдение. Действительно, Хлебникову свойственно эстетическое переосмысление действительности и, как следствие, стремление к игре, карнавалу. Важно и другое: „О Председателях Хлебников почему-то умолчал”. Хлебников наконец-то столкнулся с “настоящим” — карнавал окончен. Хлебников и Флоренский говорили тогда, в первую встречу, четыре часа. Вскоре после разговора вышла книжка Хлебникова «Труба Марсиан» — неразрезанная и не сшитая, она разворачивалась в листовку (вещь датирована 110-м днём Кальпы, то есть 13.IV.1916 н.ст.) — на 4-й странице обложки её было объявление о 1–2-й книжках нового журнала «Слововед»: в разделе «Статьи» значились имена В.В. Хлебникова (Семь Крылатых. Разговор) и Проф. П.А. Флоренского.
В «Ка2» Хлебников вспоминает посещение Флоренского:
Известную мысль Лейбница „Музыка есть тайное упражнение в арифметике ведущей счёт, но не сознающей этого души” Хлебников вывернул наизнанку: он явно ведёт счёт, но окружающие не сознают, что его душа слушает музыку сфер.
Записи Хлебникова содержат указания на богатейший спектр циклических чисел, вовлечённых в его вычисления.
На этом же листе дано указание на различие смысла тройки и двойки: 3+1 не равно 22, а рядом фрагмент, поясняющий смысл первых чётного и нечётного чисел:
Берём наугад тетрадь ноября 1920-го.
На следующем листе предлагается вести борьбу с роком, а не людьми. Далее появляется мельница уравнений времени:
исло, бывшее под степенью, стало показателем, в венце уравнения, а число, бывшее на крыше, показателем, стало подстепенным, станом уравнения.64 — это число Земли, на нём построен генетический код; это основа двоичных компьютеров.
Счастье тирана, как мы узнаем из «Государства» Платона, это тень тени истинного счастья, что численно выражается отношением 9 : 81 : 729. Царственное счастье превосходит удовольствие тирана в 729 раз.
Любитель циклических чисел будет увлечённо разбирать таблички степеней двоек и троек, приведённые в конце I листа: 212 дней это примерно 11 лет, цикл солнечной активности, зависящий от смены полярности пятен; 213 = 22 года, полный солнечный цикл; 216 = 179 лет, цикл парада планет; 217 = 359 лет, китайский лунно-солнечный календарный цикл, и так далее.
О солнечном цикле упоминает текст конца 1918 года:
дивительно, что Вольга и Василий Буслаев имели каждый в своей дружине по 30 дружинников. Не есть ли это число дней месяца. Если каждый из 12 богатырей Владимира имел столько же дружинников, то всего их было, у князя — Красное Солнышко, 360 человек, почти число дней в году. Другими словами, весь круг былин есть словесное покрывало, за которым скрыто годичное вращение земли кругом солнца. С другой стороны, если вспомнить, что Владимир был первым туземным князем, сменившим варягов и искавшим согласования власти с народным мнением, то в названии Красное Солнышко можно видеть своего рода договор с ним и указание, что высшим носителем власти славяне считали Солнце. Связь урожаев и мировых цен на хлеб в Лондоне с грозовыми бурями на солнце подчёркивает как глубок этот взгляд.86А последователь Пифагора обратит внимание на совершенные числа 6, 28, 496, 8128 (23 – 21 = 6; 25 – 22 = 28; 29 – 24 = 496; 213 – 26 = 8128), и на их сумму 8658 = 13·666.
Найти живое число (звериное) наша прекрасная цель,87![]()
![]()
![]()
В наши дни Дм.Ник. Трифонов нашёл формулы для выражения: 1) отношения окружности к диаметру p через число А = 666; 2) отношения золотого сечения F через А; 3) числа тонкой структуры а через А. Далее, он показал, что число А равно сумме квадратов первых семи простых чисел, а также равно сумме 1-го, 10-го и 15-го чисел Фибоначчи.90![]()
Хлебников же, что характерно, указывает циклический смысл “666”:
Но 6662 дней близко к величине, которую Константин Леонтьев в середине прошлого века, до «Заката Европы», назвал сроком жизни великих империй, 12 векам. (Дело идёт о семи циклах парадов планет; цикл составляет 179 либо 139 лет, и этот период может быть от 973 до 1253 лет.)
Формула Хлебникова дала основу стихотворению:
Мысленный взор возносит Хлебникова на высоты, где нет времени, а прошлое, будущее, настоящее видятся как куски пространства. Эта высота, очевидно, расположена по ту сторону добра и зла: гибель воспринимается не как зло, но как закономерное окончание цикла.
Демонических или ницшеанских мотивов мы не найдем у Хлебникова, хотя налицо Антихрист, 666 и прочие несимпатичные персонажи. Напротив, мы знаем у него собственного сочинения молитвы (любопытно, что и Лермонтов писал свои молитвы, а Пушкин лишь перекладывал готовые). Вот одна из них:
Число даёт возможность рассматривать Землю как звучащую пластину, тогда столицы будут пылью, собравшейся в узлах стоячих волн.
Тема стоячих волн разобрана в первой напечатанной книге Хлебникова «Учитель и Ученик» 1912 года:
нашёл, что города возникают по закону определённого расстояния друг от друга, сочетаясь в простейшие чертежи, так что лишь одновременное существование нескольких чертежей создаёт кажущуюся путаницу и неясность. Возьми Киев. Это столица древнего русского государства. На этом пути от Киева кругом него расположены: 1) Византия, 2) София, 3) Вена, 4) Петербург, 5) Царицын. Если соединить чертой эти города, то окажется, что Киев расположен в середине паутины с одинаковыми лучами к четырём столицам. Это замечательное расстояние города-середины до городов дуги равно земному полупоперечнику, деленному на 2π. Вена на этом расстоянии от Парижа, а Париж от Мадрида.Одна из главных задач Хлебникова определена так:
Поэтому числу в руках Хлебникова поддались нашествия, войны и сдвиги в строении общества:
Хлебников рассказывает, что он делал, собирая «Доски Судьбы»:
онечно, многие из вас дружат с игральной колодой, некоторые даже бредят во сне всеми этими семёрками, червонными девами, тузами. Но случалось ли вам играть не с предметным лицом, каким-нибудь Иваном Ивановичем, а с собирательным — хотя бы мировой волей? А я играл, и игра эта мне знакома. Я считаю её более увлекательной той, знаки достоинства которой — свечи, мелок, зелёное сукно, полночь. Я должен сказать, что в выборе ходов вы ничем не ограничены. Если бы игра требовала и это было в ваших силах, вы бы могли, пожалуй, стереть мокрой губкой с чёрного неба все его созвездия, как с училищной доски задачу. Но каждый игрок должен своим ходом свести на-нет положение противника.В другом месте Хлебников рассказывает, как он играл с Богом в железку:
Хлебников напряжённо относился к войне. В мистерии «Скуфья Скифа» он побеждает своего личного врага: на берегу пустынного моря учреждены сражения шахматных компьютеров.
стал думать про власть чисел земного шара. Ещё уравнение вздохов, потом уравнение смерти. И всё.В преддверье чеченской войны Кирсан Илюмжинов (1962, дробь Хлебникова: рождение через 77 лет) не дал согласия военному министру Павлу Грачеву на строительство военной авиабазы: „Калмыкии нужен национальный парк, а не авиабаза”. Он позже построил в устье Волги шахматный городок для международных соревнований. Хлебников обсуждает отдельные числа.
Реалии мира Хлебникова полезно знать при чтении его поэм.
Одиннадцать примиряет вражду: 11 = 32 + 2 = 23 + 3.
Двадцать семь — это смерть в степени смерть: 27 = 33.
Символическое число 52, седьмая часть солнечного года (число недель в году), играет определённую роль в иудео-христианской традиции. Известно о 52 трактатах Братьев Чистоты. 52 является суммой всех смыслов, заключенных в Ведах. Число этих смыслов соответствует числу различных произношений священного слога Ом или Аум. Быть может, Евангелие Зангези (Выум — Гаум — Лаум — Чеум) должно занимать 52 строки?
Величественно число 72, пятая часть круга в 360°. Изменение долготы звезды на небе составляет 1° за 72 года. 72 = 12·6; но у Хлебникова встречается 72 = 18·4, то есть 72 как завершённая полнота, мировая целокупность. Крушение Вавилонской башни разделило единый язык на 72 различных языка. 72 ангела и 72 имени Божиих упомянуты в «Книге Еноха». Греческий перевод «Ветхого Завета», “перевод 70 толковников”, выполнен 72 мудрецами за 72 дня. У Иисуса Христа было 72 вторых ученика, после 12 первых.
Замечательное циклическое число 108 и связанное с ним 432. 108 — число Вишну (одно из чисел). Чётки шиваитов имеют 108 зёрен. Это числовое значение некоторых ключевых слов, например, Хак, хождение за истиной — отсюда: хакер. 432·107 лет — сутки Брамы. По одной каббалистической рукописи, Тоху-ва-Боху, то есть тьма над бездною („Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”102![]()
Хлебников отмечал, что гласный звук у делает 432 удара в секунду, и придавал ему значение 108 (лист VII). Это у входит в хлебниковскую формулу ас+ц+у. Попробуем подойти к ней с позиций Пифагорейской теории музыки:
амма (άρμονια) небесна: она имеет божественную, величавую, чудесную природу.103Здесь ц может обозначать тон до (или c). Пусть на монохорде c = 1, а октава c1 = 1/2. Тогда ля бемоль, или as — Пифагорова малая секста; as = 81/128 (субъективно Пифагорова малая и большая секста — as = 81/128 и a = 16/27 — воспринимаются как печаль и радость или скорбь и светлая печаль, — так их трактует музыковед Наталья Саканян).
Пифагорейский монохорд соединяет землю, орбиты светил, элементы, дух и материю, и так на основе музыкальных соотношений строится вселенная. Но как включить в формулу звук у?
В ведической традиции тон ля (санскритское da) и близкое as соответствует духовному разуму, высшему Манасу; тон до, c или sa — это Кама Рупа, вместилище животной энергии. Добавляя к этим свету и страсти — хаос, символизируемый звуком у (его 432 герц дают тон близкий к ля), получаем систему трёх гун, а именно: Саттва + Раджас + Тамас. Три гуны сами не образовывают вещей, однако в совместном действии они обусловливают возможность образования и определяют качества вещей, эмоциональный тон воплощения.105![]()
Интересно взглянуть на особую единицу в 1/4 секунды, которую Хлебников ввёл во 2-й половине листа VII ради того, чтобы вместо чисел колебаний в секунду гласных звуков рассматривать четверти этих чисел (108 вместо 432 для у). То есть он перенёс основной тон на две октавы ниже: взял четверти тона. Выбор четвертей тона в качестве опорных величин не был уникально хлебниковским (М. Матюшин, например, выпустил книжку о четвертях тона), но это выбор естественный и принципиальный для Хлебникова. Из четвертей тона, понимаемых как кодовая характеристика, выводится система критических углов.
реди чисел, находящихся между шестью и двенадцатью, есть два числа: первое из них образовано прибавлением половины числа шесть, второе — прибавлением трети того же числа. Значение этих чисел, занимающих среднее место между двумя крайними членами, научило людей согласованности и соразмерности ради ритмических игр и гармонии и даровало это блаженному хороводу Муз.106Средние члены — 9 и 8 — дают арифметическую и гармоническую средние между 12 и 6. Гармонические интервалы для кварты 12 : 9 = 8 : 6, для квинты 12 : 8 = 9 : 6. Из сравнения квинты и кварты получается отношение целого тона 9 : 8. Отношение целого тона 9 : 8 учитывалось древними египтянами в качестве решения задачи квадратуры круга: „Способ вычисления площади круга состоял в возвышении в квадрат 8/9 его диаметра или, что то же самое, в вычислении площади квадрата, сторона которого равнялась 8/9 диаметра данного круга”.107![]()
1) Если α1 соответствует тону, то tg α1 = 9/8. Берём арктангенс, получаем α1 = 49° — угол, который связывает зодиак с основанием натуральных логарифмов: 49° = 360°—–e2
2) Половина отношения целого тона tg α2 = 9/16 соответствует углу созвездия зодиака: α2 = 30°.
3) В случае tg α3 = 9/4, α3 = 67°, или угол между осью Земли и плоскостью эклиптики. Дополнение α3 до прямого угла даёт 23° — угол между экватором и эклиптикой, или небесным экватором и зодиакальными созвездиями (Распятие в пространстве).
4) Хлебниковская четверть тона, 9/32, это значение величины 1—–2√π
Угол α4 = 15,7°.
Итак, Хлебников сделал выбор в пользу четверти секунды и четверти тона или 9/32 как кода ритмических процессов. В «Досках судьбы» он подчёркивал:
Но что значит 9/32? Смысл “9” — формальная гармония со скрытым антагонизмом; внутренний кризис; подготовка скачка. Смысл “32” — взаимодействие с кармой тонкого мира; магия; заклинания; перемещение тонкого кармического узла.
Посмотрим, каковы последствия 9/32 как ритмического кода. Возьмём от 360° зодиака 9/32, получим 101,25, то есть 102-й градус. Это первая точка, 12-й градус Рака. Та же процедура даёт 2-ю, 3-ю, 4-ю точки.108![]()
Вот “изображение его страны”. Елена Саканян прочла:
Взглянув на карту, она увидела, что середина профиля Волги (где она близко подходит к Дону) совпадает с профилем Хлебникова. Для её фильма «Доски Судьбы» («Вторые Хлебниковские Игры») художник Катя Мосолова сделала на карте рисунок, где профиль Хлебникова совпадает с руслом Волги, плечо на месте древнего армянского царства, участвуют Монголия и Индия. Профиль Хлебникова на этом рисунке совпал с профилем “Летящего Хлебникова”, рисунка Степана Ботиева, автора памятника на месте рождения поэта.
“Кристалл” — это Зангези (об этом см. в главе 7, «Волга — Судьба», очерка «Контексты Досок Судьбы», сопровождающего первую публикацию главного произведения Велимира Хлебникова 2001 г.). Об “откровении” и “музыке сфер” сказано выше.
Мировые постоянные e (основание натуральных логарифмов) и π (отношение длины окружности к диаметру) постоянно находятся в круге внимания Хлебникова. Например, глава «Батый и Пи» в поэме «Царапина по небу. Прорыв в языки».110![]()
![]()
Д.Н. Трифонов искал соотношения между округлёнными до 3-го и 4-го знаков значениями величин e, π, F (отношение золотого сечения). Оказалось, что все эти величины могут быть выражены через простые числа 2, 3, 5 и их квадратные корни. (Поскольку 5 = 2 + 3, то все формулы сводятся к хлебниковским двойкам и тройкам.) Далее Трифонов нашёл простые формулы, связывающие округлённые значения всех трёх величин, и выражающие связь между какими-либо двумя. Вот несколько формул первого типа:
„Такие результаты едва ли являются случайным совпадением; хотелось бы видеть в них намек на существование некоей глубинной связи между F, e и π”, заключил Д.Н. Трифонов.
Вот страничка под названием «Новое учение о земном шаре» (Мой подарок земному шару):
Посмотрим на хлебниковское число 11 (начальник декана; переход к новой десятке сефирот), излюбленное 243 (112 + 1 + 112) и Пифагорейское число 1701. К.К. Сараджев различал 1701 звучание в октаве.
Хлебников строит станок столетий, вычисляя подобные точки через 365 и 317 лет:
Эту страницу вычислений Хлебников обозначил: якобы безумные речи.
Любое из первых 10 чисел имеет фантастически богатые контексты истолкований; Доски Судьбы касаются 2 и 3 по преимуществу, но каждое из них заслуживает книги, или нескольких, если не целой библиотеки.
Число “6” в значении торжества духовного над чувственным встречается, например, у Сен-Мартена. В записи
Хлебников указывает на связь рождений двух мистиков через 365 лет.
Число “8”, понимаемое как 8-й день сакрального седьмиричного цикла (за 6 дней Бог сотворил мир и человека, в 7-й „почил от всех дел Своих”), символизирует обновление мира и века: „И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое”.115![]()
Хлебников учитывал, среди прочих, числа 16, 18, 19, 20 и так далее.
ифагорейцы питают отвращение к числу 17. Ибо 17 лежит как раз посередине между числом 16, представляющим полный квадрат, и числом 18, являющимся удвоенным квадратом; оба эти числа являются единственными плоскими числами, для которых периметр равен его площади.116Число Кришны — 18 — выражает противоречие дружественности и враждебности. Число 36, три полных дюжины вавилонского счёта, является тройным основанием. Ламед вау или 36 есть всегда сохраняемое число мудрецов. 18, как и 36, сводится к девяти — числу посвящения в таинства по вавилонской и египетской символике.
19 лет — цикл Метона, связавший продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре; пасхалии основаны на этом 19-летнем цикле. В одной традиции 19 воспринимается как сумма 7 и 12. В другой традиции 19 — священное число Баба (Баб — врата, через которые идет воля Махди — Мессии или Христа). Поэма из персидской жизни «Труба Гуль-муллы» состоит из 19 глав. Почему это должно быть так, сообщил М. Киктев. 19 — сумма букв слова ‘один’ (Бог) = (6 + 1 + 8 + 4). ‘Один’ + ‘бытие’ = ‘единосущий’ (Бог). Другое толкование: ‘Бог’, по смыслу, это 1; ‘живой’ (жизнь как атрибут мира) = 8 + 10; ‘Бог живой’ = 19. Девятнадцать равно числу учеников (апостолов) плюс Баб. Это также число глав «Откровения» Баба.
Гуль-мулла значит ‘священник цветов’. Можно ли назвать Хлебникова предтечей хиппи — ‘детей-цветов’?
Стремление Хлебникова найти законы времени и заставить их служить людям настолько выходит из ряда вон, что типичной реакцией стали попытки любым способом обнулить это дерзновение: не замечать или высмеивать, ставить вне науки и вымарывать из литературы — иначе говоря, выписать билет в один конец до станции Тупик. Хлебников хорошо понимал, что масштаб его личности, его дара, его дела стал нежелательным, даже опасным ориентиром: на фоне единицы теряется различие между тысячной и миллионной её долями. Один такой случай описал П.В. Митурич в «Воспоминаниях о Хлебникове»:
ы пришли в дом, где по пропуску нас впустили к Абиху, в общежитие Академии. Большая комната, большой стол, тут же кровати. Пьёт чай с хлебом и сахаром несколько военных и одна женщина. В их числе и Абих. Нас принимают как старых знакомых, вернее, Велимира, и меня заодно с ним. Усаживают, дают чай. Расспросы о житье-бытье. Велимир молчит. Я рассказываю, что неважно, а тут еще малярия навещает, что весьма ухудшает положение моего друга. ‹...›А Хлебников шёл своей дорогой.
о сих пор Платон был великой священной вершиной, озарённой лучами богомольных глаз. А ты обращаешься с ним как с кружками счётов, щёлкаешь, считаешь. Не оскорбительно ли это для его памяти?Известное Хлебникову слово ‘sankhya’ имеет значения: 1) счёт, исчисление; 2) рассуждение, обдумывание, борьба, битва в интеллектуальном и физическом смысле. Это русское ‘любомудрие’ и греческая ‘диалектика’. Именно этим и занимался Хлебников, составляя Доски Судьбы; его способ раскрыт в поэме «Числа»:
Жизнь допускаемых к познанию Санкхьи разбивается на три ступени с назначенным сроком (ученик, семьянин, отшельник). Четвёртая стадия — отрешённый, или странник-шалопай — не обязательна; вступающий в неё порывает со всеми социальными условностями и ограничениями. Можно ли сказать, что Хлебников шагнул сразу туда?
Приведу рассказ Елены Гуро:
аконец-то поэта, создателя миров, приютили. Конечно, понимавшие его, не презиравшие дыбом волос и диких свирепых голубых глазищ. С утра художники ушли, а вечером застали его бледным. Весь вечер дрожал и супился. Забыл поесть или не нашёл целый день, с свирепыми глазами и причёской лешего. Случайно узнали и хохотали: — Да, не ел! Забыл поесть, — ну, малый! Дрожит как курица, согнувшись и живот в себя вобравши.Однажды некий критик сказал, что Хлебников „откровенно пародирует Уитмана”. На слова Уитмена „я весь не умещаюсь между шляпой и ботинками” Хлебников ответил резким возражением — и Уитмену, и критику, и царю Петру:
После случайного ареста Хлебников пишет очаровательные строки, возвышая мир своих уравнений:
Отказавшись от жизни семьянина — на лесной прогулке в Санталово Вася, сын Митурича, „допросил Велимира, есть ли у него жена и дети. Он сказал, что нет, у него было много жён, но что все оставляли его”, — Хлебников переводит её в поэзию:
Эстетическое переосмысление исторических ли событий, событий ли дня — способ жизни Хлебникова. „В это время зимой или поздней осенью приезжает в Москву Велимир, — вспоминал о конце 1921-го Митурич. — Ехал после болезни (малярия, тиф) в санитарном поезде. Подвергался издевательствам со стороны санитаров, которые дошли до того, что облили его керосином и хотели поджечь. Шутка, обычно практикуемая с крысами. Уж не знаю, что удержало их от поджога, но Велимир спасся от этого”.
Позже Хлебников отозвался так:
„Зимой явился с мешком рукописей без пальто, в солдатской телогрейке. Брики снабдили его старой одеждой с плеча Маяковского и поселили в большом доме на Мясницкой ул. 21, в тёмной каморке без дневного света”, — продолжает Митурич. В январе 1922 Хлебников писал родителям о том же:
ока я одет и сыт. Ехал в Москву в одной рубашке: юг меня раздел до последней нитки, а москвичи одели в шубу и серую пару. Хожу с Арбата на Мясницкую как журавель. Ехал в тёплом больничном поезде месяц целый.125На дарёной шубе переставили пуговицы (Хлебников был крупнее Маяковского); он вышел в город — и родились стихи:
Будучи вне политики, Хлебников откликается на лозунги французской революции, звучавшие в России с 1905 года:
От науки отказаться труднее. Впрочем, наука в России зачастую та же политика, особенно дарвинизм. Универсальности дарвинова принципа пользы и приспособления, как его понимали русские нигилисты, Хлебников в Карамазовском фрагменте 5-го паруса «Детей Выдры» не признаёт:
Стыковка двух властителей дум начала века неизбежна — и в 6-м парусе Ганнибал, приветствуя Сципиона, предупреждает его:
Своё отношение к политической власти Хлебников поведал в «Отказе»:
Хлебников упоминал о разных идеалах мироустройства; его выбор был в пользу творчества — и против уравнения и распределения:
В 1913 году Хлебников напечатал пьесу «Госпожа Лени́н» — о распаде личности и разложении сознания (потеря имени, по Флоренскому), где говорят голоса Зрения, Слуха, Рассудка, Соображения, Памяти, Догадки, Воли, Сознания, Страха, Ужаса, Осязания, Воспоминания.132![]()
Через несколько лет Николай Ленин (В.И. Ульянов) стал символом советской власти, и Хлебников вспомнил о своём пророчестве:
Замечу в скобках, как А. Афанасьев разъяснил слово Будимир — один из истоков имени Велимир:
етух — птица, приветствующая восход солнца; своим пением он как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыплённую природу. Малоруссы дают ему характеристичное прозвание: буди́мир ‹...›134Хлебников продолжает тему: ‘Ленин’ — слово на Эль:
Мнение Хлебникова о новых вождях, включавших в свою свиту поэтов и музыкантов, было вполне определённым. Он, например, знал Льва Троцкого и отозвался о нём резко отрицательно.136![]()
Идеал самого Хлебникова касался не сдвигов строения общества в государствах пространства, но духовного острова — ладомира духа, который должен предшествовать ладомиру тел. В поэме «Ладомир» Хлебников зовёт к этому идеалу:
Интернационал Хлебникова — это интернационал духа, имеющий тот же смысл, что Израиль книги Еноха. Его порыв — это стремление
| 1. Jura mortuorum | 2. Jura vivorum |
| Вот — кладбище, и у входа | “Братство, Равенство, Свобода” |
| “Братство, Равенство, Свобода” | Гордо блещут с арки входа. |
| Здесь учился Данте сам | „Что за мрачные дома?” |
| Силе дверных эпиграмм! | „Наша, сударь, здесь тюрьма”. |
ни всегда были заодно. Куда она, туда и он. Она восходит — и он карабкается. Она погружается — и он бултых (сл. здесь). Она заступается — и он возвышает голос. Она уходит (2003) — и ему не сидится (2006).
И мне пора. Отследил полёт сомнениекрылой ласточки над звукатой временелью — и в путь.
выходом настоящего тома исчерпывается материал, имевшийся в распоряжении редакции. Остаются лишь черновики и значительное количество вариантов к уже напечатанным вещам и немногочисленные отрывки и черновые записи, которые пока ещё не удалось прочесть. ‹...› Не помещён здесь ряд статей о времени, числовые исследования и записи исторических дат. Приводим перечень этих статей, как напечатанных, так и сохранившихся в рукописях:| Персональная страница В.В. Бабкова на Хлебникова поле | ||
| карта сайта | ![]() | главная страница |
| исследования | свидетельства | |
| сказания | устав | |
| Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru | ||