

 чевидно, Бог Ветхого Завета задавал Хлебникову те же вопросы, что и Иову: „Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её ‹...›?”2
чевидно, Бог Ветхого Завета задавал Хлебникову те же вопросы, что и Иову: „Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её ‹...›?”2

Возможно, душа Хлебникова отзывалась, среди других имён, на ‘Брахмо’ (Brahman), ведь на вопрос Вед:
На той же странице тетради «Мой Коран» он записал:
Доклад «Коран чисел» был подготовлен и прочитан в Баку. Из окон общежития на Баиловской улице была видна тюрьма, где в своё время побывал Иосиф Джугашвили. Бэ — буква силы и мощи. Персидский пророк Мирза Баб, провозгласивший конец эпохи старых законов и приход новых, — герой Хлебникова. А Энвер-бей, поддержанный Берлином, был организатором резни армян — первого в XX веке геноцида, модели Освенцима, — разгул которой приходится на 1915 год.
О докладе Хлебников сообщил своей любимой сестре Вере в письме от 2 января 1921 года.

Подробности отказа хороводиться с ружьём находим в дневниковой записи: 19 XII 20 отказался идти в карат‹ели› в Баку.7


Как Хлебников строил законы времени?
Первое число, что понятно, было священное 365 — отношение земного года к суткам. Год богов, 365 лет, соединяет, по Хлебникову, подобные события в истории и людей с повторяющейся жизненной задачей.
Эта запись поражает очевидными отсылками и умолчаниями, богатством контекстов осмысления, и невозможно удержаться от некоторых замечаний.
Своё небесное родословие Хлебников строит на интервале в 365 лет. Это число отсылает нас к космогонии Василида (II век): на некоем этапе весь мир раскрывается в проявлении 365 космических сил или небесных сфер, число которых обозначается таинственным словом ‘Абраксас’.
Нельзя не вспомнить и учение Оригена о перевоплощении души в физическое тело. Эта мысль не пришлась по вкусу императору Юстиниану (Хлебников называет его Управда), и тот провёл на V Вселенском Соборе (533) осуждающий её эдикт. Не удивительно, что нынешние богословы, почитая авторитет Оригена, умалчивают о его позиции по вопросу кармы и перевоплощения.
Хлебников объяснил идею родословия в письме к Вячеславу Иванову.

Заметим, что в сверхповести «Дети Выдры», в Парусе11
За 3·365 лет до Хлебникова жил Шанкара Ачарья, основатель школы Адвайта Веданта, автор Веданты (“окончания Вед”) и наиболее авторитетных комментариев к Упанишадам.
За год богов, взятый шесть раз до рождения Хлебникова, Евклид составил “свод законов” геометрии.
Аменхотеп IV (Эхнатон) был великим религиозным реформатором. Он противопоставил солнечного бога Атона жреческому верховному богу Аммону, порвал с традицией Мемфиса и перенёс столицу к низовьям Нила, в нынешнюю Тель-Амарну. Жрецы жестоко отомстили Эхнатону после его смерти: отменили все нововведения, объявили еретиком и стёрли с памятников его имя, что было равносильно убийству Ка, астрального двойника фараона, соответствующего линга-шарира системы Санкхья.
В Листе 2-м читаем: к 2250-ому году до Р. Хр. относятся глиняные доски законов Хаммураби. Хлебников сообщает дату древнейшего кодекса-предшественника; собственно законы Хаммураби датируются ок. 1765 до н.э., за 10·365 лет до рождения Хлебникова. Таким образом, прекрасный древний царь — его законный “первопредок”: Хаммураби (за 10·365 лет) → Аменхотеп IV (за 9·365 лет) → Евклид (за 6·365 лет) → Ачарья (за 3·365 лет) → Хлебников.
Из родословия выпал 1155-й (за 365·2 лет до 1885), год рождения Чингис-хана. Между тем, в одной из записей Хлебникова находим: Богдан Хмельницкiй родился через 365 + 1 после смерти Чингис-Хана. Чингис Хан 1161 родился через 365π после смерти Октавия. Отметим, что в декабре 1885 (примерно через 26 – 2 дней после Хлебникова) родился Р.Ф. Унгерн фон Штернберг. Своей жизненной задачей он считал объединение мира под знаменем монгольской расы. “Чёрный барон” почитался реинкарнацией “бога войны” — Чингис-хана. Их рождения связаны 365·2, двойным годом богов.
Хлебников ошибся в дате рождения Чингис-хана, но, вероятно, чувствовал некую с ним соотнесённость. В рассказе «Есир» читаем:

Деньга = ‘тамга’. Алая яшмовая тамга Чингис-хана несёт слова: „Бог на Небе. Ха-хан — Могущество Божье на Земле. Печать Владыки Человечества”.
Председатель Земного Шара стремился объединить мир отнюдь не мечом. Ответ Чингис-хану, поверх веков, дан тамгою Хлебникова, изображённой на рисунке Круг (который выглядит как крест).
 Круг отсылает нас к полярным координатам, связанным с изменением во времени. Их символике — св. Троице геометров: точке, углу, лучу — 8 августа 1920 Хлебников посвятил интересный текст «Если взять круг...» (см. Приложение).
Круг отсылает нас к полярным координатам, связанным с изменением во времени. Их символике — св. Троице геометров: точке, углу, лучу — 8 августа 1920 Хлебников посвятил интересный текст «Если взять круг...» (см. Приложение).
Итак, на рисунке Круг:
Ось (+1) — ось наличного: война, рождение мёртвых. На языке первых трёх это 1 + 1 = 1.
Ось (–1) — ось ожидаемого: любовь, брак, рождение живых. На языке первых трёх это 1 + 1 = 3.
Ось (+i = +√–1) — взыскуемое, но запредельное наличному: ось веры (Бог, Будда, Христос). Девиз этой оси: Я в степени все.
Торговля и храм относятся друг к другу, как война и любовь; четвёртая ось (–i = –√–1) обозначает наличное враждебное или постороннее: торговлю. Девиз: все в степени Я.
Истолкование осей Круга находим в мистерии «Ка2». Иная трактовка полярных координат дана во фрагменте «Починка мозгов» Листа 2-го Досок Судьбы.
Кругу как эмблеме Хлебникова соответствует девиз: вся власть уравнениям через вычисления. Хлебников стремится накормить весь земной шар хлебом одного и того же числа,13
У пифагорейцев был иной промежуток времени между двумя метампсихозами, психогоническое число 216 = 63; Хлебников строго держится естественных единиц. Он признаёт таковыми год и сутки, а затем строит ряд убывающих в 365 раз величин.

Хлебников стремится заменить веру мерой, а голос смерти — приказом „Смерьте!” По старой орфографии слово ‘мера’ пишется через ѣ. При этом Е и ѣ звёздного языка Хлебникова имеют противоположный смысл: Е упадок, упадать;16

В драме «Маркиза Дэзес» Е и И ‘смерти’ противостоят ѣ и Е ‘смѣрьте’ („смерьте до смерти, — каламбурил тайный ученик Хлебникова. — Потом будет поздно”):

С ‘ять’ и ‘есть’ связана шутка Пушкина, переделавшего девиз Аракчеева  Безъ лести преданъ  в  Бѣсъ лести преданъ.  Хлебников откликается в «Ка»: Я живу в городе, где пишут „Бѣсплатныя купальни”.19
Через ять пишутся мѣра, вѣрить, вѣдать, хлѣбъ. Запись Я предвижу ужасные войны из-за того — через ять или е писать моё имя20

Первыми числами были 365 и 317 (где 317 = 365 – 48).

Книга вышла в 1912 году в Херсоне. Описывая встречные волны Запада и Востока, Хлебников предсказал крушение Российской империи в 1917 году:
Ещё примеры с 365 + 48 = 413 лет:

Mip есть естественный ряд чисел и его тень, — писал Хлебников в заметках к Доскам Судьбы.24
“Ину Анум Сирум” следует читать:  Энума Анум Энлиль.25
Статья 1-я, Поединок с Хаммураби, построена на годе богов в 365 лет. Статья 2-я основана на числах 365 и 317. Число 317 = 365 – 3·222 часто соединяет косые события, то есть такие, в которых часть признаков повторяется, а часть заменяется противоположными.26
В книге «Время мера мира» Хлебников заметил:

Вот некоторые Хлебниковские ответы о происхождении  317  и  48.  317 = 365 – (√365 +29), где √365 = 19 (точнее, 365 = 192 + 22), а 29 — число суток в месяце. Далее, 48 получается из суток Солнца: 365 ± (25·2 –1)n; 25 суток — сутки Солнца.28

Известно 48 познавательных способностей Буддхи (они вместе с Майей, которая вмещает их всех, составляют 49). Вот ещё одно замечание Хлебникова:
Отчасти дело здесь всё-таки в цифрах числа  317: те же священные числа, известные как  тройка, семёрка и туз,  котрыми, среди прочего, построено замечательное  137:  постоянная тонкой структуры α связывает заряд электрона е, постоянную Планка ħ, скорость света с соотношением α = е2/ħс = 1/137.31
Число 48 обсуждается в Листе 5-м — значение формулы х = 3·22n при n = 2, как эмпирическое обобщение, выведенное из исследований различных циклических процессов. Оно замечательно тем, что на нём строится октава от земного года к месяцу. В «Разговоре двух особ»:

Кинорежиссёр Елена Саканян заметила, что Булат Окуджава (1924) — дробь Пушкина, они связаны рождением через 125 лет. Взглянув на обложку книжки «Чапаев и Пустота», она обнаружила, что Виктор Пелевин (1962) — дробь Хлебникова: рождение через 77 лет.
Об этом же идёт речь в «Песни мирязя» (1907):

В сентябре 1914 Хлебников писал в «Законе поколений»:

Посмотрим на германский Генштаб: одно поколение в 1917 разрушало русскую государственность, другое в 1945, через 28 лет, подписывало капитуляцию.
Взглянем на Берлинскую стену: одно поколение возвело её в 1961 году, а другое снесло в 1989 году, то есть через 28 лет.
В конце 1920 или в 1921 году Хлебников пришёл к заключению о природе степеней 2 и 3, на которых основаны Доски Судьбы.

События, достигшие возраста 3n дней, меняют свой смысл на обратный. Крупные показатели степени заняты сдвигами государств, управляют нашествиями, переселениями народов, а малые степени относятся к жизни отдельных людей, управляя возмездием, или сдвигами в строении общества. Возьмем 35 = 243 дня (из Досок):

36 + 36, подзаголовок поэмы «Ночной обыск», как указала Елена Саканян (1985), значит переворот от восторга к отвержению революции, убившей Бога: между октябрем 1917-го и октябрем 1921-го, когда написана поэма «Ночной обыск» (Переворот советов), прошло 4 года, то есть 36 + 36 дней.
Спору нет, самое интересное занятие — самому собирать текущие события в ансамбли и находить для них формулу времени. В мае 1986 г. Елена Саканян сообщила, что между Челленджером и Чернобылем прошло 34 дней. Оба события обозначены словами на Ч, что на звёздном языке означает одно тело в оболочке другого. Однако события такого масштаба можно ожидать разделёнными промежутком времени 35 = 243 дня; 35 связывает событие с противособытием, а здесь два подобных события связаны интервалом 34= 81 день.37
Было предположено, что мощный начальный импульс разряжается не сразу через 35, а повторными ударами подобных событий падает по ступенькам 34, заканчивая ряд обратным событием через 3·34 = 35. Чрезвычайно драматичным было разыскание событий, долженствующих наступить в назначенное время. Оказалось, что Челленджер и Чернобыль начали два сопряжённых, но автономных ряда событий, советский и американский.

 1  ФХ: 77, 55. Варианты: 6. От Берлина до Бомбея; 10. Бэ пожаром не слабея; 11. Каждый раз как глаз Арменiи; 13. Ка Керенских современнее; 14. Предо мной стояла азбука.
1  ФХ: 77, 55. Варианты: 6. От Берлина до Бомбея; 10. Бэ пожаром не слабея; 11. Каждый раз как глаз Арменiи; 13. Ка Керенских современнее; 14. Предо мной стояла азбука. 2  Иов 38, 12.
2  Иов 38, 12. 3  «Зангези». СП III: 358–359.
3  «Зангези». СП III: 358–359. 4  Атхарваведа X. 2, 15.
4  Атхарваведа X. 2, 15. 5  ФХ: 83, 4об. Вариант прочтения: ‹...› понятий.
5  ФХ: 83, 4об. Вариант прочтения: ‹...› понятий. 6  СП V: 315–317.
6  СП V: 315–317. 7  ФХ: 97, 5об.
7  ФХ: 97, 5об. 8  Когда Сталин навестил в Баку Орджоникидзе, тот опубликовал запредельно льстивое заявление АзербЦК (местный Сапог лизал сапоги Сапогу кремлевскому): „К нам в Баку прибыл тов. Сталин, рабочий вождь исключительной самоотверженности, энергии и стойкости, единственно испытанный и признанный знаток революционной тактики и вождь пролетарской революции на Кавказе и на Востоке. ‹...› нашему дорогому вождю и учителю ‹...› закалённого пролетарского бойца т. Сталина — первого организатора и вождя бакинского пролетариата.” — Газета «Коммунист», 4.XI.20.
8  Когда Сталин навестил в Баку Орджоникидзе, тот опубликовал запредельно льстивое заявление АзербЦК (местный Сапог лизал сапоги Сапогу кремлевскому): „К нам в Баку прибыл тов. Сталин, рабочий вождь исключительной самоотверженности, энергии и стойкости, единственно испытанный и признанный знаток революционной тактики и вождь пролетарской революции на Кавказе и на Востоке. ‹...› нашему дорогому вождю и учителю ‹...› закалённого пролетарского бойца т. Сталина — первого организатора и вождя бакинского пролетариата.” — Газета «Коммунист», 4.XI.20. 9  ФХ: 141, 9об.
9  ФХ: 141, 9об. 10  СП V: 296.
10  СП V: 296. 11  Парус — глазом зодчего — это  паруса сводов — расписные косые грани свода, соединяющие квадрат пола с окружностью купола. Поэтому-то в храмах Земля (квадрат) встречается с Небом (круг). А паруса решают задачу квадратуры круга. Можно ли не заметить, что произведения Хлебникова суть храмы?
11  Парус — глазом зодчего — это  паруса сводов — расписные косые грани свода, соединяющие квадрат пола с окружностью купола. Поэтому-то в храмах Земля (квадрат) встречается с Небом (круг). А паруса решают задачу квадратуры круга. Можно ли не заметить, что произведения Хлебникова суть храмы? 12  «Есир». СП IV: 94–95.
12  «Есир». СП IV: 94–95. 13  ФХ: 89, 74.
13  ФХ: 89, 74. 14  ФХ: 89, 24.
14  ФХ: 89, 24. 15  СП V: 160–161.
15  СП V: 160–161. 16  Неизданная статья. СП V: 189.
16  Неизданная статья. СП V: 189. 17  «Изберём два слова...» НП: 328. Дореформенная орфография позволяет различать оттенки понятий, связанных с одним фонетическим образом, например, тремя случаями мира, которые пишутся через и восьмеричное (мир как отсутствие войны), и десятеричное (мiр как вселенная), ижицу (мұро для помазания).
17  «Изберём два слова...» НП: 328. Дореформенная орфография позволяет различать оттенки понятий, связанных с одним фонетическим образом, например, тремя случаями мира, которые пишутся через и восьмеричное (мир как отсутствие войны), и десятеричное (мiр как вселенная), ижицу (мұро для помазания). 18  СП IV: 236.
18  СП IV: 236. 19  СП IV: 47.
19  СП IV: 47. 20  «Ка». СП IV: 47. И ещё: Ах, драки знаков свинцового набора, что они лежат в другом порядке, в порядке другого слова, чем то, которое им по сердцу, их кладёт свинцовой пылью одетая рука, а они обвиняют друг друга, и думают, что ять больше виноват, чем е (СП IV: 307).
20  «Ка». СП IV: 47. И ещё: Ах, драки знаков свинцового набора, что они лежат в другом порядке, в порядке другого слова, чем то, которое им по сердцу, их кладёт свинцовой пылью одетая рука, а они обвиняют друг друга, и думают, что ять больше виноват, чем е (СП IV: 307). 21  «Гонимый — кем, почём я знаю?» СП II: 111.
21  «Гонимый — кем, почём я знаю?» СП II: 111. 22  Автобиографическая запись. СП V: 279.
22  Автобиографическая запись. СП V: 279. 23  Также: СП V: 176, 178–179.
23  Также: СП V: 176, 178–179. 24  ФХ: 71, 19. Естественный ряд чисел — это целые положительные числа (натуральный ряд). Верно ли, что их тень — циклические числа (Хлебников интересуется одновременно циклическими и Пифагорейскими числами)?
24  ФХ: 71, 19. Естественный ряд чисел — это целые положительные числа (натуральный ряд). Верно ли, что их тень — циклические числа (Хлебников интересуется одновременно циклическими и Пифагорейскими числами)? 25  ‘Сирум’ — личный бог молодой женщины, один из возможных, что неуместно для сакральной формулы. По-армянски ‘сирум’ значит люблю.
25  ‘Сирум’ — личный бог молодой женщины, один из возможных, что неуместно для сакральной формулы. По-армянски ‘сирум’ значит люблю. 26  ФХ: 82, 7об.
26  ФХ: 82, 7об. 27  Пг., 1916, с. 3(§7).
27  Пг., 1916, с. 3(§7). 28  ФХ: 85, 21 об.
28  ФХ: 85, 21 об. 29  РО ГПБ, ф. 1087, № 25, л,2.  48 — это не только число букв  деванагари,  но и удвоенное число рунического алфавита. В «Саге об Эгиле» приводится  нид,  две строфы заклятий, где выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждом четверостишии по 72 руны — трижды общее число рун в руническом алфавите.
29  РО ГПБ, ф. 1087, № 25, л,2.  48 — это не только число букв  деванагари,  но и удвоенное число рунического алфавита. В «Саге об Эгиле» приводится  нид,  две строфы заклятий, где выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждом четверостишии по 72 руны — трижды общее число рун в руническом алфавите. 30  ФХ: 82, 7об.
30  ФХ: 82, 7об. 31  kе2 /ħс = 1/137, k = 1/4π. Так в системе Лоренца–Хевисайда. У Гаусса k = 1; выражение по-прежнему не имеет размерности. В системе СИ k = 1/4πε0, где ε0 = 8.85...10n , при этом выражение получает некоторую размерность.
31  kе2 /ħс = 1/137, k = 1/4π. Так в системе Лоренца–Хевисайда. У Гаусса k = 1; выражение по-прежнему не имеет размерности. В системе СИ k = 1/4πε0, где ε0 = 8.85...10n , при этом выражение получает некоторую размерность. 32  СП V: 183.
32  СП V: 183. 33  СП IV: 10.
33  СП IV: 10. 34  «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне». СПб.: Журавль. 1915. C.18.
34  «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне». СПб.: Журавль. 1915. C.18. 35  СП V: 324. В Древнем Египте перемножение целых чисел заменялось умножением одного из них на разложение второго на последовательные целые степени двоек. К этому способу восходит идея сопоставления арифметической и геометрической прогрессий, источник учения о логарифмах (см.  Р. Гутер, Ю. Полунов.  Джон Непер. М.: 1980. С. 97). В этом же мы усматриваем источник хлебниковского приёма разложения целых чисел на степени двоек и троек.
35  СП V: 324. В Древнем Египте перемножение целых чисел заменялось умножением одного из них на разложение второго на последовательные целые степени двоек. К этому способу восходит идея сопоставления арифметической и геометрической прогрессий, источник учения о логарифмах (см.  Р. Гутер, Ю. Полунов.  Джон Непер. М.: 1980. С. 97). В этом же мы усматриваем источник хлебниковского приёма разложения целых чисел на степени двоек и троек. 36  Противоположные события, связанные интервалом 35  дней, легко извлекать из потока текущих событий. Например, Е.М. Примаков отстранён от должности премьера 12 мая 1999, через 35  = 243 дня после утверждения Госдумой 11 сентября 1998.
36  Противоположные события, связанные интервалом 35  дней, легко извлекать из потока текущих событий. Например, Е.М. Примаков отстранён от должности премьера 12 мая 1999, через 35  = 243 дня после утверждения Госдумой 11 сентября 1998. 37  Впоследствии, при выяснении точной даты, оказалось, что интервал равен 88 дням; они соединяют подобные события формулой 26  + 24  + 23.
37  Впоследствии, при выяснении точной даты, оказалось, что интервал равен 88 дням; они соединяют подобные события формулой 26  + 24  + 23. 38  Vassily Babkoff.  Between science and poetry: Velimir Chlebnikoff’s “Metabios”. Theory of Evolution — In Need of a New Synthesis? Tampere. 1993. Р. 99.
38  Vassily Babkoff.  Between science and poetry: Velimir Chlebnikoff’s “Metabios”. Theory of Evolution — In Need of a New Synthesis? Tampere. 1993. Р. 99.

| Персональная страница В.В. Бабкова на Хлебникова поле | ||
| карта сайта |  | главная страница | 
| исследования | свидетельства | |
| сказания | устав | |
| Since 2004 Not for commerce vaccinate@yandex.ru | ||