Ханинова Р.М.

Luis Alfonso Jr. Jiménez (b. 1940  in El Paso, TX, US; d. 2006  in Hondo, NM, US). Vaquero. 20-foot-tall statue of a Mexican cowboy on a bucking horse. Polychrome fiberglass. In front of  El Paso Museum of Art.

Спички судьбы Велимира Хлебникова: поэтика пламени



По мнению Ю.Н. Тынянова, высказанному в 1928 году,

     Хлебников был новым зрением. Новое зрение одновременно падает на разные предметы. Так не только „начинают жить стихом”, по замечательной формуле Пастернака, но и жить эпосом. ‹...› Хлебников смотрит на вещи, как на явления, — взглядом ученого, проникающего в процесс и протекание, — вровень.
     Для него нет замызганных в поэзии вещей (начиная с “рубля” и кончая “природой”), у него нет вещей “вообще”, — у него есть частная вещь. Она протекает, она соотнесена со всем миром и поэтому ценна. Поэтому для него нет “низких” вещей.
1, с. 368, 374

Среди таких предметов-вещей особый интерес для нас представляют обычные спички, которые, становясь метафизическими спичками судьбы, присутствуют в разных произведениях Велимира Хлебникова, таких как «Дети Выдры» (1913), «Как стадо овец мирно дремлет…» (1921), «Зангези» (1922) и др. Из основных „осад” Хлебникова В.П. Григорьев выделяет три: общефилософскую (и в то же время индивидуально-личностную) „осаду времени”, общечеловеческую (но и конкретно-филологическую) „осаду слова” и собственно социальную (и общеисторическую) „осаду множеств” (или толп), где


итоговый образ спичек судьбы — это и стадо ручное богов как результат “осады времени”.
2, с. 34, 263

Так как человеческий язык, по Хлебникову, трепещет, как огонь (ср. ‘язык пламени’), и так же неуловим, поэт предлагает: между ищущих огня / Ищите, люди, и меня [2, с. 229], подразумевая свою „осаду слова”, иначе точно спичка о коробку, / Не зажжешься о меня («Ночной бал», 1922). Не случайно Прометей, похитивший огонь у богов для людей, ему собрат («Дети Выдры»).

Для Хлебникова огонь — одно из ключевых слов в его эстетике, где в семантическом поле огня — солнце, молния, пламя, уголь, огниво, спички. Мифологема огня активно исследуется в хлебниковедении (В.П. Григорьев, В.Р. Дуганов, П.И. Тартаковский, Х. Баран и др.). По Хлебникову, включение времени в один ряд с судьбой (роком) и числом позволяет человечеству сконструировать спички судьбы (намек на этот образ 1921 года ощутим уже в «Детях Выдры»), ибо


богоборец и Судьболов, поэт искал уравнения рока, набрасывал на мир сетку из чисел, предлагал людям безопасные спички судьбы.
2, с. 538, 176

М.В. Панов, обращаясь к стихотворению «Как стадо овец мирно дремлет…», так поясняет сравнение спичек, мирно дремлющих в коробке:


     Коровы и овцы, прирученные звери, в знак своей покорности пребывают в хлеву. Небесный огонь, грозный зверь, тоже покорился: он смирно покоится в своем хлеву — в коробке спичек.
3, с. 320

Математическая формула, позволяющая предсказывать события, делает человека, по убеждению поэта, властелином судьбы, поэтому, алчный к победам, лирический герой стихотворения настаивает на своем праве делать сурово спички судьбы, чтобы судьбу зажигать, разум в судьбу обмакнув (курсив наш. — Р.Х.).

Внимая „теории воображения” Г. Башляра и “воображаемой филологии” В. Хлебникова, В.П. Григорьев считает, что любопытно было бы сопоставить понятие “грезы” — ключевое для Башляра — с корнем грез -, активным элементом не только в словотворчестве, но и во всем творчестве Хлебникова [2, с. 392]. В статье «Северянин и Хлебников» Григорьев полагал, что


“странное сближение” — активность корня грез — в обоих идиостилях (у Хл она выше, чем у Сев) — индуцировано в какой-то мере и своеобразным соперничеством поэтов (прямых совпадений в неологии здесь почти нет). Хотя истоки такой активности существенно различны (огрубляя, это «Принцесса Грёза» и (квази)иностранный облик корня для Сев, народные значения (в диалектах: ‘баловство; бред’) — для Хл), такое слово, как грезомыка, отмеченное у Сев еще Р.Ф. Брандтом (1914: 144), создано вполне “в духе” Хл, а огрезьте (НП, 270) или грезоги (СП, 2, 16 и др.) “подошли” бы и Сев.
2, с. 714

В своей статье «Поэтика пламени в сказке «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и в рассказе «Шесть спичек» А.С. Грина» мы, опираясь на концепцию “грезовидения” Г. Башляра, указали на связь ее с поэтикой пламени у датского сказочника. Как заметил Г. Башляр,


грезы высоты питают наш инстинкт вертикальности, инстинкт, вытесненный обязанностями обыденной жизни, — жизни плоско горизонтальной. Вертикализирующие грезы — самые освобождающие из всех грез.
4, с. 246

В фантазиях героини Андерсена, зажигающей спички, вертикаль побеждает горизонталь: вертикаль зажженной печки находится над горизонтом стола с яствами, вертикаль елки с вертикалью пламени свеч — над горизонтом городской площади, вертикаль бабушки-покойницы, возносящей с собой внучку, — над горизонтом земной жизни. В онтологии погруженного в одиночество бытия, по словам философа, огонек пламени — это знак одиночества, соединяющего воедино пламя и грезовидца; благодаря пламени одиночество грезовидца перестает быть одиночеством пустоты [4, с. 222].

В контексте стихотворения Хлебникова «Как стадо овец мирно дремлет…» у лирического героя, в отличие от андерсеновской сиротки и гриновского Босса, хватает мужества спичками судьбу зажигать, / Сколько ‹...› надо / Для жизни и смерти, — и не только для себя, но и для других, призывая своим примером: Кто мне товарищ? [5, с. 132]. На наш взгляд, в фантастическом образе самосожжения поэта-пророка («Я вышел юношей один…», 1922), вносящем, по мнению Х. Барана, редкий момент надежды в мрачную картину поздних произведений [6, с. 62], есть персонификация спички:


Я волосы зажег.
Горело Хлебниково поле,
И огненное Я пылало в темноте.
Теперь я ухожу,
Зажегши волосами,
И вместо Я
Стояло — Мы!
..

[5, с. 181] (курсив наш. — Р.Х.)

Ср. с обратными коннотациями в примерах Х. Барана — стихотворение В. Хлебникова «Мрачное» (опубл. в 1914 г.), в котором вызов светилу приводит к гибели героя: Когда себе я надоем, / Я брошусь в солнце золотое, или дневниковая запись того же года: Новости: Хлебников из неумолимого презрения к себе в 101 раз бросил себя на костер и плакал, стоя в стороне [6, с. 55] (курсив наш. — Р.Х.). Сема огня — солнце золотое, костер — выводит к человеку-пламени, в конечном счете, — к человеку-спичке. Здесь грезовидец у Хлебникова одерживает верх, но миссия пророческая (Я — Мы) сменяется мотивом двойничества, расщепленности, отчужденности (стоя в стороне).

Лена Силард, рассматривая макроструктуру сверхповести «Зангези» Хлебникова в парадигме символики и архитектоники колоды карт Таро, указала:


     ”Плоскость” XVII соответствует Аркану № 17, который обычно носит название “Звезда” и символизирует “выбор судьбы”, что у Хлебникова ознаменовано карнавализованной формулой Зангези: “Спички судьбы”.
7, с. 321

В самом хлебниковском тексте этому предшествует: О боги, боги, где вы? / Дайте прикурить. / Я прежних спичек не найду. / Давай закурим на ходу [5, с. 490]. По мнению Л. Силард,


макроструктура «Зангези», вслед за Большими Арканами Таро, представляет макрокосм как пространство прогнозирования (на основе соотнесения необходимости/неизбежности с вероятностью) и большой игры как свободного движения в заданных пределах (по принципу максимина) в соответствии с деятельной игрой вселенной (Таро — Rota).
7, с. 321–322

Хлебников, внеся свою модификацию в “тарообразную” модель мира, демонстрирует, по словам современного исследователя, „переход пространства судьбы в энергию слова”, судя по собственным словам Зангези: Зангези не умер ‹...› [7, с. 323].

Если вспомнить, что Хлебников, как и его современник Е.И. Замятин, придавал важное значение энергии — солнца, молнии, огня, слова, дела, — тогда понятна торжественность стихотворения «Как стадо овец мирно дремлет…», ведь праотцев ужас потомки укротили, придумав спички,


как будто и глупые —
И будто божественные,
Молнию так покорив,
Заперев в узком пространстве.

‹...›
Сделали спички —
Стадо ручное богов,
Огня божество победив.

[5, с. 131]
Это, по словам поэта, победа великая и грозная, потому что молнию с неба свели ‹...› небо грозовое, полное туч, теперь — первая коробка для спичек, грозных для мира (молния — спичка, небо — коробок), во второй же — земной — коробке овцы огня в руне золотом / мирно лежат (спичка — молния, коробок — небо) [5, с. 131]. Сакральное и профанное создают симбиоз содружества богов (стихий) и человечества, человек становится не только вровень с богом (небом), но и выше, по утверждению Хлебникова, создавая мыслезём (ноосферу по Вернадскому).

Спичка становится годной для печки, для работы, даже для еды.


     Поэт грезил о новом питании, позволяющем разрушить кровавую пищевую пирамиду, увенчанную человеком, по слову Гердера, „наивеличайшим убийцей на земле” (кстати, одновременно другой, научный ум, ум Вернадского, уже нащупывал и лелеял идею будущей автотрофности человечества), —
8, с. 79

писала С.Г. Семенова об «Утесе из будущего» (1921–1922) из цикла В. Хлебникова «Кол из будущего». Среди прочих радостей в будущем

наслаждение от нового бескровного питания (спички еды | сладкий дым | превосходный съедобный дым) ‹...› позволило роду людскому, наконец, выйти к уравнению человеческого счастья, — не самостийно утверждать себя в природе и вселенной, а виться слабым хмелем вокруг ствола мирового, узнавая глаза и душу свою и других в неисчислимых живых тварях, явлениях и стихиях мира.
8, с. 79


— С вами спички еды?
— Давайте, закурим снедать.
— Сладкий дым? Клейма Гзи-Гзи?
— Да, они дальнего происхождения, из материка А.

‹...› И мы снова счастливы: вот лев спит у меня на коленях, и теперь я курю мой воздушный обед.
9, с. 136, 137 (курсив наш. — Р.Х.)

В „казалось бы, странно-юродивых мечтаниях поэта”, помимо библейски-христианских упований (С. Семенова), думается, и отзвук хлебниковского деления людей на изобретателей (“грезомыслецов”, если прибегнуть к корнеобразованию в духе Хлебникова, ср. “грезовидец” у Г. Башляра) и приобретателей. В другой статье Хлебникова «Пусть на могильной плите прочтут…» есть близкие мотивы: Он вдохновенно грезил быть пророком и великим толмачем князь-ткани, и только ее. Вдохновенно предугадывая ее волю, он одиноким порывом костей, мяса, крови своих мечтал об уменьшении отношения Е/ρ, где Е — масса князь-ткани, а ρ — масса смерд-ткани, относительно себя лично. Он грезил об отдаленном будущем, о земляном коме будущего, и мечты его были вдохновенные, когда он сравнивал землю с степным зверьком, перебегающим от кустика до кустика. Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел ‹...› и т.д. и т.п. [9, с. 148]. В частности, здесь земля-зверек тождественна съедобной для человечества глине в «Утесе из будущего» (ср. съестная земля у Платонова, нефтяная еда у фантастов).

Спичка может иронической метафорой варьироваться Хлебниковым в стихотворении «Кто?» (1922), посвященном В.В. Маяковскому: Бывало, своим голосом играя, как улыбкой, / Он зажигает спичку острот / О голенище глупости [5, с. 175] (курсив наш. — Р.Х.). Афористическая концовка, по наблюдению В.П. Григорьева, едва ли не полемична и остраняюще “друга” двусмысленна [2, с. 553].

В возможном сравнительном расширении семантического ядра ‘дерево’ — полено, дрова, доски — актуально привлечение «Единой книги» (1919–1922), «Волги! Волги!» (1921), «Синих оков» (1922), «Досок судьбы» (1922) и других произведений. Так, в «Полужелезной избе» — ужас поэта, ненависть к войне: В снегу на большаке / Лежат борцы ненужными поленами, / До потолка лежат убитые, как доски ‹...›, в «Синих оковах» звучит скорбный вопрос: Случалось вам лежать в печи / Дровами / Для непришедших поколений?, а в «Волге! Волге!» матушка-река теперь сама пожирает трусливо детей, / Их бросает дровами в печь времени ‹...› (курсив наш. — Р.Х.). Ср. в прямом значении: Белым поленом кормил тебя, / Дровоядного зверя огня («Огневоду», 1917). А в «Трубе марсиан» (1916) есть образ зачеловека в переднике плотника, пилящего времена на доски. Отсюда метафора досок судьбы человечества, по которым растекается мыслью великий числяр | грезомыслец, читая похожие на дерево уравнения времени, простые, как ствол, в основании, и гибкие и живущие сложной жизнью ветвями своих степеней, где сосредоточен мозг и живая душа уравнений («Доски судьбы», 1922) (курсив наш. — Р.Х.).

Книги мировых религий (Веды, Коран и Евангелие), среди которых в шелковых досках книги монголов, самопожертвенно горят в костре, чтобы возродиться единой книгой человечества («Единая книга» из «Азы из Узы»), если помнить, что поэт сравнил с книгой лицо человеческое («Моя так разгадана тайна лица…», 1916), которое тоже можно “читать” (семантические ассоциации: дерево — уголь — бумага — книга, древо жизни — человек-древо). Поэтому деревья шептали речи столетий («Я видел юношу-пророка…», 1921), поэтому Вдруг я поверил навеки: / Что предначертано там, / Тщетно рубить дровосеку. / Много мы лишних слов избежим ‹...› («Детуся! Если устали глаза быть широкими…», 1922), поэтому икону на самоварную лучину ‹...› бы расколоть! / И мелко расщепить. / Уголь лучшего качества! («Ночной обыск», 1921). Наконец, поэтому есть личики зарезанных стихов («Всем!», 1922).

В стихотворении «Как стадо овец мирно дремлет…» Хлебников “вычислил” спичку как дикого бога пламени с дубиной, несшей предкам смерть (боги былые огня — спички ‹...› Капля сухая желтой головки на ветке): ср. серная головка спички — голова человека; желтая головка спички, при горении дающая языки (космы, волосы) пламени — желтые волосы человека; бог ‹...› в буре красных волос, раньше пламёна ‹...› пещерным львом / Рвали и грызли людей, / Гривой трясли золотой ) [5, с. 130–131]. Поэтому герой стихотворения «Я вышел юношей один…», покрытый до земли тугими волосами, зажег их, бросался лоскутами, кольцами / И зажигал кр‹угом› себя ‹нрзб.›. / Зажег поля, деревья — / И стало веселей в ночи [5, с. 181]. В другом стихотворении спички уподоблены трупикам солнца — всеобщая связь бытия через смерть; по словам Р.В. Дуганова, поэт как бы продолжал свое давнее стихотворение «Когда умирают кони — дышат…».


И если ребенок пьет молоко девушки,
Няни или телицы,
Пьет он лишь белый труп солнца,
И если в руне мертвых коз
И в пышнорунной могиле бобра
Гуляете вы, или в бабочек ткани искусной
Не знаете смерти и тлена, —
Гуляете вы в оболочке солнечной тлени.

‹...›
Мне послезавтра 33 года:
Сладко потому мне, что тоже труп солнца,
А спички — труп солнца древес — похороны по последнему разряду.
О, ветер солнечных смертей, гонимых роком
‹...›
[10, с. 60]

В предпоследней строчке метаморфоза спичек — трупов деревьев усилена в смысловом ряду их мнимыми похоронами (скрытием, укрытием, прятанием) в коробке-гробу (домовине). (Ср. И молния синею веткой огня / Блеснула по небу / И кинула в гроб травяной / Как почести неба («На родине красивой смерти — Машуке…») или Умеем написать слова любые / На кладбище сосновой древесины) («Синие оковы»)) (курсив наш. — Р.Х.). Р.В. Дуганову видится в этом стихотворении „сознание полного слияния личного с внеличным, полного тождества Я и Мира, истории и природы. Солнце здесь столько же художественный образ мировой энергии, сколько и вполне реальное светило и источник земной жизни” [10, с. 60].

По убеждению Ю.М. Лотмана,


новые вещи, вещи вне традиции обладают повышенной символичностью. А семиотика вещей порождает мифологию вещей.
11, с. 636

В мифопоэтике В. Хлебникова спичка оказывается связанной не только с мифами разных народов об огне-солнце, в том числе с древнегреческими о Прометее, об аргонавтах и др., но и участвует в создании писателем-ученым мифов современности и будущего (например, спички судьбы, спички еды и др.). В известных оппозициях времени и пространства, небесного и земного, сакрального и профанного, духовного и телесного, верха и низа, жизни и смерти, огня и холода Велимир (повелитель мира) Хлебников парадоксальным образом сводит в коробке спичек, казалось бы,  несоединимую поэтику бытия, потому что объединяет эти и иные оппозиции, по убеждению автора, разум человека, его умные руки. Три осады времени | слова | множеств манифестируют для Хлебникова-изобретателя управление человеком событиями, а не наоборот. Идиостиль художника транслирует на протяжении всего творческого пути, с одной стороны, классические традиции миссии поэта-пророка, медиатора между Богом и тварным миром, с другой — сталкера во всех временах и пространствах Вселенной, Прометея слова.


————————

     Список  литературы

1.   Тынянов Ю.Н.  О Хлебникове // Тынянов Ю.Н.  Литературная эволюция: избранные труды. М.: Аграф. 2002. С. 363–376.
электронная версия указанной работы на www.ka2.ru

2.   Григорьев В.П.  Будетлянин. М.: Языки русской культуры. 2000.
3.   Панов М.В.  Сочетание несочетаемого // Мир Велимира Хлебникова: статьи, исследования (1911–1998). М.: Языки русской культуры. 2000. С. 303–332.
электронная версия указанной работы на www.ka2.ru

4.   Башляр Г.  Пламя свечи // Башляр Г.  Избранное: поэтика пространства / пер. с франц. М.: РОССПЭН. 2004. С. 213–278.
5.   Хлебников В.  Творения. М.: Сов. писатель. 1986.
6.   Баран Х.  К истокам солнцеборческого мифа // Баран Х.  О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. М.: Российск. гум. гуманит. ун-т. 2002. С. 50–67.
7.   Силард Л.  «Зангези» Хлебникова и Большие Арканы Таро // Силард Л.  Герметизм и герменевтика. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2002. С. 312 — 323.
электронная версия указанной работы на www.ka2.ru

8.   Семенова С.Г.  „Зачеловеческие сны” Велимира Хлебникова // Русская литература. 2002. № 2. С. 69–88.
9.   Хлебников В.  Утес из будущего: проза, статьи. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1988.
10.  Дуганов Р.В.  Велимир Хлебников: Природа творчества. М.: Сов. писатель. 1990.
электронная версия указанной работы на www.ka2.ru

11.  Лотман Ю.М.  Технический прогресс как культурологическая проблема // Лотман Ю.М.  Семиосфера. СПб.: Искусство. 2001. С. 622–638.

Напечатано:
Азия в Европе: взаимодействие цивилизаций: науч. конф.
«Язык, культура, этнос в глобализированном мире: на стыке цивилизаций и времен»:
материалы междунар. конгресса: в 2-х ч.
Элиста: Издательство КалмГУ. 2005. Ч. I. С. 186–192.

Воспроизведено по:
www.ханинова.рф

Изображение заимствовано:
Luis Alfonso Jr. Jiménez (b. 1940  in El Paso, TX, US; d. 2006  in Hondo, NM, US).
Vaquero.
20-foot-tall statue statue in front of the El Paso Museum of Art, TX, US.
Polychrome fiberglass.
www.flickr.com/photos/carlos/2243803452/

Персональная страница Риммы Ханиновой на ka2.ru
           карта  сайтаka2.ruглавная
   страница
исследованиясвидетельства
         сказанияустав
Since 2004     Not for commerce     vaccinate@yandex.ru