
Йосипу Ужаревичу
то победит в неравном споре? Третий радующийся, кто ж ещё. Победа близка как никогда, если сидеть на дереве или на берегу. Под деревом любят издохнуть оба дерущихся тигра, течение реки благоприятствует подтаскиванию трупов неприятеля. Главное — скрытность. Сидя на дереве, нельзя плевать в колодец. На берегу необходимо слиться с местностью до полной неразличимости, как божья коровка на мухоморе. Потому что утопающий хватается за соломинку, а славянин-подводник через неё дышит. А ты не слился с берегом. И вот они выходят, все тридцать три богатыря. Молодцы как на подбор, с ними дядька Черномор. Ты же сидел на берегу Дуная, дурень.
лемена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; будучи свободолюбивыми, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку съестных припасов.Таковы, по неложному свидетельству очевидца, склавы и анты. Я тоже очевидец и даже участник. Задним числом, ну и что. Пусть не копьё, но ведь и не грабли. Эх, заря ты моя невозвратная. Это нынче я за свои пятки запинаюсь, в молодые годы силушка по жилочкам, бывало, так и взыграет, так и наддаст. Мы назывались ДСО «Труд», они — ДСО «Водник». Выяснять отношения выходили с половодья по ледостав. Побеждали, как правило, водники. Потому что не обременяли себя чересчур и слишком: жили от и до, по одному и тому же закону Архимеда. А мы ещё и по законам времени.
Любой мальчишка знает, что камни тонут, а на грамотно приводнённое тело действует выталкивающая сила; осведомлённость в законах времени ограничивается, как правило, именем первооткрывателя: Велимир Хлебников. Глубже продвинулись считанные пальцами одной руки проходчики. Не проходимцы, а именно проходчики. Отставить. Заменяю проходимцев на проныр, так нагляднее. Проходчики становятся водолазами, само собой.
Так вот, считанные пальцы. Мизинец я, указующий перст или складень всеотрицания — кому какое дело. Не безымянный, этого ещё не хватало: скромность — мать всех пороков. Отсюда и заголовок будущей книги: «Путевые заметки водолаза-недотроги». Имя на шкафчике в раздевалке. Не пропускает вахтёр? Тогда в сердце Анфисы Абрамовны. Золотыми буквами.
Так вот, заря туманной юности, Архимед, Хлебников и закономерный складень всеотрицания. Назовём событие победой. В таком случае, поражение следует признать противособытием. По Хлебникову, событие относится к противособытию, как число три (нечет) к числу два (чёт). Любой станет в тупик, будь он Гаусс или даже Лобачевский. Сердобольный Хлебников протягивает нам клубок с путеводной нитью: трата, труд и трение — теките из озера Три!
Теперь ясно, почему ДСО «Труд», раз проиграв, уже никогда не одолеет водников — ни на поверхности водоёма, ни в пол-воды, ни даже на дне высохшего Арала?
Горе-то какое, а тут ещё любитель вспылить Маврикий затеял перебранку с грубиянистым Ницше.
ветловолосые народы, ставящие свободу превыше всего, отважны и неустрашимы в войнах, отличаются смелостью и стремительностью; проявление страха и даже малейшее отступление они считают позором и охотно предпочитают оному смерть. Они решительно вступают в рукопашную схватку и верхом, и в пешем строю; если они, как это случается, оказываются в затруднительном положении в конных сражениях, то по условному знаку они сходят с лошадей и встают в пеший строй, не уклоняясь от боя даже будучи в меньшинстве против кавалеристов. Вооружены они щитами, копьями и короткими мечами, которые носят за спиной. Предпочитают сражение в пешем строю и стремительные нападения.В блондинах Маврикия Фридриху Ницше мерещится белокурая бестия, стратег страстно возражает. Кто победит в неравном споре? Тот, чья рука тянется протереть зенки спорщиков локоном алана. Третий радующийся.
очти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие лёгкости вооружения и во всём похожи на гунов, только с более мягким и более культурным образом жизни ‹...›. Как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками, как выродков и трусов; они ничем так не хвастаются, как убиением какого-нибудь человека, и в виде славных трофеев навешивают вместо украшения на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов убитых.Отставить руку. Не кончилось бы членовредительством. Если глаз искушает — вырви, если рука — отруби. Отрублю, скорость набора упадёт вдвое. Засиживайся потом за полночь. Зрение ослабнет, скорость набора упадёт втрое, засиживайся до утра. Сутки такого набора, двое, трое. На четвёртые ослеп. Придётся без права на ошибку наговаривать жене, как Достоевский. Однорукий слепой с приступами недержания речи — на месте жены я бы тоже собрал вещички. Собрала, хлопнула дверью — и некому воды мне подать на смертном одре.
Ужаснувшись, даю зарок впредь не распускать руки. Языка не касается, на нём же пальцев нет.
Вводный разогрев, это уж как водится. Разогрелись, навострили уши. Заявка на Дѣву Обиду, но дерзну погодя; урон и убытки от предыдущего приступа — сначала их перечень. И попытка возместить, хотя бы отчасти.
Не мудрено завраться, многие попали впросак и даже погорели. На гетах, насельниках Молдавии. Даже Георгий Борисович отчасти погорел.
ервый памятник поенешти-лукашевской культуры был открыт в 1936 г. на территории Румынии. Это могильник Поенешти, расположенный у г. Васлуй. Раскопки его были проведены в 1949 г. Р. Вульпе. В 1953 г. на территории Молдавской ССР был исследован второй могильник этой культуры у с. Лукашёвка Оргеевского р-на ‹...›.Народная мудрость Азербайджана гласит: „Пришёл позже всех, понял больше всех”. Позже всех пришёл я, итог очевиден: влип. Ну чтó мне геты, и что я гетам? Всё разжёвано в первой главе: ненавистникъ романо-германщины Вiкторъ Хлѣбниковъ, почерпнувъ у Ивана Забѣлина уннское правописанiе Велимiръ, отрекается отъ навязаннаго въ младенчествѣ имени. Убивая этимъ двухъ зайцевъ: Римъ и Берлинъ. Чьи оковы совлекли съ антовъ и склавовъ унны? Готөские. А готөы кто? Нечеловѣчески одарённые германцы: имперiя Эрманариха — разъ, переводъ Священнаго Писанiя на готөский — два, любимчики М.Б. Щукина и Д.А. Мачинскаго — три. А имя Вiкторъ чьихъ будетъ? Предостаточно для тарарама даже и въ бедламѣ, а не то что въ мировоззренiи Анфисы Абрамовны.
А я пришёл, увидел и влип. Не правду мне подавай, но истину. Что есть истина? Истина есть Христос. Что говорит Христос? Будьте как дети. Что значит как дети? Забывай обиды, не помни зла.
Слушай, Молдавия: Георгий Борисович Фёдоров ни разу не упрекнул тебя в неблагодарности.
— Условием избрания в молдавскую Академию наук поставили мой переезд в Кишинёв. Я отказался.
Отказался на моё счастье. Отлучили от раскопок — приобщили к праведникам. Прах в землю, душа в обитель Отца. Разрешены там побывки в дольний мир? Сам не захочешь: от добра добра не ищут. Даже Хлебников не обнадёживает своим повторным пришествием: умрём — и станем все умней. Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
Не умный, а умненький. Приспособленец.
арлатанские суждения на предмет иллюзорного первенства гетов во всех отношениях — от антропогенеза до монотеизма — и проповедь их исключительной роли в истории античности ныне позволяют себе всевозможные “просветители”, не имеющие подчас ни малейшего понятия о методике исторического, лингвистического или антропологического исследования. Успех такого рода пропаганды в средствах массовой информации и даже в политике безотлагательно требует критического переосмысления дошедшего до нас античного наследия. Классическим объектом спекуляций подобного рода является литературный гибрид “гето-даки” или “дако-геты”.А этот не только сам на гору влез, но ещё и камень туда вкатил. Достойно уважения. Дань тотчас отдана, см. предыдущую главу: даки наособицу, геты сами по себе. Те роют золото в горах, эти переваривают захватчиков. Переварив, обрастают вражьей кожей. Гето-венето-бастарны — вот кто противостоял в низовьях Дуная римлянам, когда те распинали Христа. Думал я неделю назад.
И вдруг отповедь с горы:
— Венетам и бастарнам не с кем было смешиваться, раскопки свидетельствуют о беспрепятственном переселении на обугленные руины и выбеленные черепа спустя десятки лет безлюдья. Пересидеть нашествие в Кодрах было некому, схроны скифских времён как раз это и доказывают.
Первое, что пришло на ум: Зангези Хлебникова. Тоже раскидывал с горы вестучки. Обыватели недоумевали: бред какой-то, да и время послеобеденное. Нам бы весёленького, дурак!
И я недоумеваю. Если Зангези прав, то Георгий Борисович ошибался. Насчёт гетов. Стало быть, и насчёт меня. Он же верил и в них, и в меня. Нет, этого я так не оставлю. Или геты и я — или ни гетов, ни меня.
Эвона листовок под утёсом, непочатая залежь. Обо всём понемногу и всё о немногом: лесостепь Молдавии, на Бырладском плато и правобережье Тисы хоть трава не расти. С одной стороны, Юго-Восточная Европа заявлена для красного словца, с другой — в капле росы отражается весь окоём. И как же, согласно Зангези, геты появились в Молдавии? Очень просто появились, совершенно как аланы в Китае. Напоминаю забывчивым, что Чингисхан повелел Субэдэй-багатуру и Джэбэ-нойону отыскать кратчайший путь последнему морю, то есть к Атлантике. Предпоследнее под боком, неприкосновенный запас.
Разведка донесла, что надо спрямить через Дарьял, а там налево.
Изнеженные сарты, персы, армяне и грузины оказать должного сопротивления не сумели, кавказские аланы стояли насмерть. Были разбиты, разумеется. Все знают, как поступали монголы с непокорными, но доблесть аланов так потрясла Чингисхана, что тот решил ею воспользоваться в корыстных целях: в глубине души хан побаивался Китая. Дело в том, что перебежчики, дабы с ходу втереться в доверие, выкрали у воинского начальника трактат Сунь-У, китайскую науку побеждать степняков. Толмач-уйгур перевёл краденый свиток на шёлковые доски, созвали курултай. Пришлось крепко призадуматься гадателям на бараньей лопатке, да и шаманам попотеть. Общими усилиями решение найдено: рослые, хотя и не вполне белокурые кавказцы в Сунь-У не предусмотрены, посему пленных переводим в Монголию, женим для острастки на красавицах, а затем Хубилай бросает их в самое пекло боёв с Поднебесной. И когда Марко Поло в своих странствиях достиг Пекина, он с удивлением обнаружил там общину баснословно процветающих земляков. То есть земляком его признали они, монголизированные аланы. От Венеции до Магаса рукой подать, дескать.
Но я отвлёкся от гетов. Итак, в листовках Зангези читаем: из родо-племенной первобытности геты выросли в отдельный народ на одних и тех же склонах Гема, то есть Балкан. Что значит отдельный народ? Особенная посуда, заколки для плаща и вера. По известиям греческих писателей, одни только геты исповедовали о ту пору личное бессмертие. Следовательно, были бесстрашным народом. Археологически не прослеживается, ну и что.
Уже я не помню, какого рода оружие предпочитали кавказские аланы, но гемские геты были конными лучниками. И вот из Малой Азии во Фракию вторгаются полчища персов. У Дария I Гистаспа одна, но пламенная страсть: одолеть скифов. Уже вторая попытка, предыдущая с треском провалилась где-то по-за Каспием.
Персы поначалу не встретили должного сопротивления фракийцев: повальная сдача на милость победителя. Но тут наглядно проявляет себя закон повторяемости событий, открытый Велимиром Хлебниковым: подобно будущим аланам Кавказа, фракийские геты грудью преграждают путь врагу. Проигрывают с разгромным счётом, разумеется. Но Чингисхан и Дарий, по Хлебникову, — лягушата на одном листе кувшинки, не более того. Вместе поднимаются на гребне волны времени, вместе опускаются на впадине. Следовательно, действуют строго согласованно: Дарий тоже не истребляет смельчаков, а уводит с собой как вспомогательное войско. Под бдительной охраной каких-нибудь каппадокийцев. В обозе, почему нет.
Верные присяге каппадокийцы присматривают за гетами, продажные греки наводят мосты через Дунай. Армия персов благополучно переправляется на северный берег. Местность называется Гетская пустыня, но пока об этом никто и не догадывается. Безымянно-голая степь. Макушка буджакского лета: вместо травы труха, речки пересохли. Но Дарий о ту пору не думает об отступлении по старой смоленской дороге, он устремляется на Москву. Москва же ускользает, как фата-моргана: скифы отказываются лечь на поле Бородина под персидский каток. Измотав противника стычками с отрядиками поджигателя сеновалов Давыдова, разорителя зернохранилищ Сеславина и отравителя колодцев Фигнера, степняки побеждают без единого выстрела: враг бежит. Своего рода исход французов, то есть Дарий оказывается тем же лягушонком Хлебникова, что и будущий Наполеон Бонапарт.
Может статься, в листовки молдавского Зангези я вчитался не слишком досконально. Так вот же они.
еренаселённость северо-восточной части Балканского полуострова в позднегальштатское время можно было бы взять за отправную точку для выяснения причин миграции из этого региона: согласно Геродоту (V, 3), „племена фракийцев являются самыми многочисленными в мире, после индов”. Развивая этот посыл, разумно предположить, что в процесс переселения оказались вовлечёнными не только геты. Однако археологические реалии на это не намекают ни в малейшей степени. Да и климату Карпато-Балканского региона опасные изменения, которые могли бы стронуть население черноморско-балканской зоны с насиженных мест, не свойственны. Первотолчком переселения могла оказаться только война.
Всё-таки не разведка боем в Тарутине, а сразу Бородино укнанзиан (inside out). Ночная пала тень, уходим. Ослов привязать рядом с кострами, подкинуть дров. Чтобы ревели, заглушая стоны ослабленных тепловым ударом, несварением желудка, язвами на лодыжках и нарывами в паху.Лучше один раз вглядеться в карту расселения гемских гетов на чужбине, чем перелопатить горы отчётов о раскопках укреплённых городищ и укрытых в складках местности посёлков. Геты выжили, да ещё как. Стало быть, пришлись ко двору хозяевам страны. Выгодный товарообмен, посильная дань или вожди породнились, как половецкие ханы с рюриковичами.
ожно допустить, что только благодаря высокой мобильности скифских военных контингентов кельтские вещи со Среднего Дуная могли попасть и на гетские памятники Среднего Днестра. В конечном итоге, это означает, что между скифами и гетами существовали определённые контакты. Судить об уровне этих отношений мы можем пока только по горшкам с округлобоким туловом и отогнутым краем, широко представленных и на гетских, и на скифских памятниках. ‹...› Речь идёт, конечно, о постепенном внедрении некоторой части степняков в оседлую среду, что весьма ощутимо по материалам нижнеднестровских поселений этого времени, особенно левобережных. Скифская лепная керамика является составной частью керамических комплексов этих памятников, независимо от их культурной атрибуции.О гетах молдавской лесостепи до македонских войн вообще ничего не известно по вполне понятной причине: скифы не больно-то разрешали грекам Причерноморья вести торговлю внутри страны. Но вот Македония первенствует на Балканах, Филипп II в 339 г. до н.э. наголову разбивает скифскую орду Атея. Казалось бы, тут-то гетам и развернуться в междуречье Прута и Днестра.
Именно так я и думал, до вразумления знатоком лесо-степной подоплёки. Развернулись, жди. По Внутренней Скифии кочевали союзные Атею орды, и царь был отмщён. Гетам свернули шею, как ни печально это узнать нам с Георгием Борисовичем (оторопь шарлатанствующих проповедников гетской, гето-дакской и дако-гетской исключительности даже страшно себе представить).
Но по порядку. Итак, Филипп II Македонский, к неописуемой досаде Наполеона Бонапарта и Дария I Гистаспа, побеждает скифов. Беззаконное противособытие, по Хлебникову. Простой подсчёт показывает, что победа Филиппа отдалена от скифо-персидского Бородина 512 – 339 = 173 годами. Подобрать степень тройки к этому временнóму отрезку невозможно, поэтому и беззаконное: македонцы отнюдь не сокрушили скифов. Даже довольно-таки скудная добыча — пленные и скот — не пошла Филиппу впрок, её отбили на обратном пути насельники острова Певка (покамест не певкины Страбона и Плиния, о них речь впереди). И добро бы потерян только живой товар — в руках островитян оказалась походная казна царя. Но и это бы терпимо: походный монетный двор тоже уплыл на Певку. С полным набором матриц и муфт, не говоря о сырье.
Предводитель этого вздорного, с точки зрения Филиппа, племени прекрасно понимал, что македонцы залижут раны, вернутся и утопят его в Килийском гирле. К скифам Поднепровья обращаться за подмогой себе дороже, могут потребовать вернуть награбленное: после Атея остались Атеичи. И он шлёт нáрочного к гетам: пособите, за ценой не постою. Совершенно как позднейший Децебал.
Геты поддались на посулы внезапно разбогатевших соседей, взяли задаток, собрали войско и отправились на Дунай. В это время при невыясненных обстоятельствах погибает Филипп II, в Македонии воцаряется Александр I, образец для подражания Антонина Каракаллы. Из сообщений Диона Кассия, Геродиана и Элия Спартиана знаем, что Каракалла сначала замирил германцев и даков, а уж потом отправился грабить парфян. Тупое следование образцу для подражания, не более того.
воим новым союзникам, гетам, за охрану северной стороны переправы от скифов трибаллы платили серебром — тетрадрахмы Филиппа II они чеканили сами трофейными штампами. ‹...› Для охраны переправы наверняка отправлялись отборные воины из селений, расположенных сколь угодно далеко, в том числе в лесистом регионе современной Молдовы.Дальнейшая судьба гетов прослеживается по письменным источникам, раскопки же показывают, что после гибели Атея из Днестро-Дунайского междуречья скифы ушли: ни одного достоверного памятника. Вскоре геты убедились на собственной шкуре и поджилках в полководческом даре Александра Македонского и сочли за благо заключить с ним договор о ненападении. Совсем как вольные даки с Каракаллой. Но тот ограничился заложниками, воевать с германцами и сарматами не обязал. А договор гетов с Александром предопределял следование за македонцами, куда те укажут. Совершенно та же кабала, что когда-то в обозе у Дария.
осле 335 года ослабленные скифы покинули степную зону Дунайско-Днестровского междуречья. Степь опустела, надо полагать, стараниями гетов, союзников Македонии, и они контролировали теперь уже действительно “гетскую пустыню”. В 331 году по приказу Александра Зопирион набирал армию для похода на независимые греческие города северо-западного Понта, и в неё, разумеется, были включены и гетские союзнические контингенты. Первыми на очереди были Тира и Никоний, затем Ольвия. ‹...›
Кажется, гетская отрасль народонаселения Прутско-Днестровского междуречья времён Траяна более-менее выяснена: исчезающе малый вклад. Увы, А.Н. Левинский ни ногой на Бырладское плато, а дальше румынской границы язык меня не доведёт. Наверняка в Бухаресте особое мнение насчёт осады Ольвии — тёмные слухи о битве Зопириона с гетами налицо. Возможно и такое: скифы утолили свой гнев истреблением одних только насельников междуречья. Допустим, в Поднестровье жили крепкие хозяева, а западнее Прута ютилась голытьба. Нищему пожар не страшен, тем паче у соседа за рекой — раз, заселение заречного пепелища — два, с милым и в шалаше рай — три. А какой с жердей и веток спрос на раскопе? В любом случае работа над ошибками не должна препятствовать новостройке, немедленно приступаю.
Анфиса Абрамовна не устаёт подозревать, что не я веду речь, а она меня. Без руля и без ветрил, там на неведомых дорожках и всё такое. Ничего подобного. Езда в незнаемое, вот как называл это Маяковский. А Маяковский поглядывал на Хлебникова снизу вверх. Ибо тот не искал, а находил. Иными словами, растекался по древу в точном соответствии с движением соков — к побегам, почкам, цветам с пчёлами и плодам с плодожоркой.
Нынче двигаемся так: 1. Троян Игоревой песни; 2. пинежский Дунай; 3. олонецкое виноградье; 4. дако-сарматская Дѣва Обида. Дѣва отчасти в следующей главе «Знакъ бѣды».
А теперь вышивка строго по канве.
Проницательная подруга моя уже отчасти вникла и отслеживает поползновения доказать несравненную правоту Г.Б. Фёдорова относительно гораздо более раннего, чем полагают писатели учебников, знакомства славян с Дунаем. Благодаря доброжелательному отношению к военнопленным и привычке стойко переносить невзгоды, наёмники Децебала (см. каменную резьбу Tropaeum Traiani) венеты со временем размножились (о костобоках благоразумно помалкиваю) в склавов и бесчисленных, по Прокопию Кесарийскому, антов; а там и храбрый росс вывел отважного русича на простор дунайско-черноморской волны. Одобрять бойню в молдавской лесостепи не приходится (увидим, чем отдарят китайцы за остров Даманский), но скифы, как полагает А.Н. Левинский, изнутри высадили ранее запертую для насельников промозглых неудобиц дверь в благодатное Поднестровье. Руины гетских поселений указывали переселенцам на пригодные для подсечно-огневого (показания В.П. Петрова попридержу, всему своё время) земледелия делянки, виноградный стланик одичал, но не вымерз. Мстительные скифы выродились в клочки по закоулочкам: да здравствует Митридат Евпатор и примкнувшие к нему сарматы. Будущие тирагеты, как выясняется. Тирагеты оседают на благодатный чернозём, становятся пахарями (относительно плуга Виктор Платонович усиленно возражает). А вотъ и Траянъ въ Дакiю пожаловалъ.
‹...› У первыхъ издателей Игоревой пѣсни въ 1800 году сказало было: четыре раза упоминается въ сей пѣсни о Троянѣ, то есть — тропа Трояня, вѣчи Трояни, земля Трояня и седмый векъ Трояновъ; но кто сей Троянъ, догадаться ни по чему не возможно. Карамзинъ, въ своей исторiи, решилъ это недоумѣнiе просто — указанiемъ на Римскаго императора Трояна, покорителя Дакiи. Для многихъ, въ томъ числѣ и для меня, это решенiе казалось вѣрнымъ, и вотъ какъ я думалъ объ этомъ въ послѣднее время.Сiе отослано 12 февраля 1869 года изъ именiя Михайлово-гора въ первопрестольную главѣ Московскаго археологическаго общества Алексѣю Сергѣевичу Уварову и оглашено 18 марта на засѣданiи перваго Археологическаго съезда въ Москвѣ, въ трудахъ коего и напечатано (т. I, стр. CXVIII–CXXXII).
Дневников проф. Д.Я. Самоквасова я не нашёл, но беру на себя смелость предположить его знакомство с михайлово-горской проповедью. Следы вникания налицо и уже любовно мною воспроизведены, однако Анфиса Абрамовна на дух не переносит Дмитрия Яковлевича: родовое прозвище так и шибает в нос. Моё, кстати, тоже с кислым душком — то на гумне взопрею, то на току. Яти, фиту и точки над i милый друг Анфисушка презирает пуще уманского суржика, обязуюсь изложить ей Максимовича слогом Арины Родионовны как только, так сразу.
Когда же отдѣлилась отъ праславянъ часть народа и гдѣ она образовала новое славянское государство, въ которомъ преобразовалась въ русскiй этнографическiй типъ?Самое поверхностное сравнение докладной записки Максимовича с изысканиями Самоквасова показывает, что последний удосужился оттенить не весьма светлый образ покорителя Дакии привнесением новых черт. И то сказать, на переломе XIX–XX вв. песнь о незадачливом князе изучена вдоль и поперёк, но споры вокруг песенного Трояна к безоговорочному опровержению Карамзина и примкнувших в нему сновидцев праславянства отнюдь не привели. Громоздить обломки словесных копий не вижу смысла, но с удовольствием замечу: к страшилищам балканских сказок наряду с Траяном причислен Дуклян. Исследователи уверяют, что прообраз этого злодея — римский император Диоклетиан, знаковая личность в истории христианства. И ещё: в Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия?), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn).
А теперь, как и обещал Анфисе Абрамовне, перескажу послание Максимовича тогдашнему главе отечественной археологии без ухищрений красноречия. Итак, за сорок лет до выхода в свет собрания сочинений проф. Д.Я. Самоквасова извещается: 1) летопись Нестора (ниже ПВЛ) знает гонителей славян Волохов, от насилий коих стародавние насельники Подунавья бегут на север и восток; 2) Буджак не одними Турками воспринимался как угол (bucak) — их (а также Печенегов и Половцев) предшественниками были днестро-дунайские славяне Угличи, дакийские изгнанники; 3) Дунай не раз и не два упомянут певцом Игоря в качестве далёкой, но приснопамятной русичам реки; 4) исследователю полунамёков и междустрочий Слова о Плѣку придётся взять на заметку и отчасти приуныть: пиры в ознаменование побед русского оружия все в прошлом, хмельное разливать по чашам не пристало; 5) Максимович откровенно любуется странноватой, на взгляд непосвящённого, дѣвой преславного витии, отнюдь не готской, но прямо связанной с отмщением русских обид, и причисляет оную к ипостасям эллинской богини охоты Дианы; 6) он же находит ляп древнего переписчика Слова о Плѣку: в подлиннике значились вѣци (то же, что вѣкá), а не вѣчи; 7) им же доводится до сведения сиятельного собеседника предположение, что первоначальный счёт по векам предполагал не позднейшие столетия, а десятую долю сорока сороков летних равноденствий, посему вѣци Трояни следует понимать как 160-летия.
Сейчас изловчусь расщепить сознание. Не расширить, а именно расщепить. Одна половинка глянет на другую со стороны, а потом пошушукаются.
— Мда, ну ты и балаболка. Повторение — мать отвращения. Анфиса Абрамовна схватывает на лету, прибереги свои Rondo Capriccioso для тупиц. Неизбежность смычки песенного Трояна и песенного же Дуная очевидна. Сколько раз Дунай упомянут в Словѣ? Да уж побольше Трояна.
— Эх, Дýнай мой Дунáй, эх, вé-сё-лый Дунáй! — старчески задышливым голосом Лемешева, помните?
первой половине XIX в. собиратели русского фольклора обратили внимание на широко распространённую в русских песнях и былинах лексему дунай и, не задумываясь, поставили её в связь с древнейшей славянской прародиной на Дунае и с восточнославянским наименованием этой великой европейской реки. Однако к концу XIX в. знакомство славистов со всей суммой сведений античных авторов по истории Подунавья, достижения языкознания, успехи археологии, данные топонимики и ономастики убедительно показали зыбкость гипотезы о “дунайской прародине”. Было установлено, что с VI в. до н.э. по середину II в. н.э. среднее и нижнее Подунавье (где ПВЛ помещает славян) занимали неславянские этнические общности, лишь с конца II в. н.э., а особенно в IV–V вв. появляются основания говорить о проникновении в Подунавье отдельных групп славян, однако массовое появление и доминированпе славян на левом берегу нижнего Дуная становится реальностью с рубежа V–VI вв. (в другие области Подунавья славяне проникают ещё позже).И ни намёка на то, что въ Словѣ о Плѣку весьма отдалённый во времени Троянъ и недоступный вслѣдствiе половецкаго засилья Дунай упомянуты равномѣрно: первый четырежды, второй пять разъ. Какъ Днѣпръ, Донецъ, Сула, Стугна и Каяла вместѣ взятые.
Случайное совпаденiе въ головѣ безымяннаго витiи? Сопрягать далековатые предметы ездоку въ незнаемое прямо предписывается, но Игоревъ пѣвецъ отлично представлялъ себѣ чтò, когдà и за чèм воспослѣдуетъ. Неспроста въ Словѣ синее вино съ трудомъ смѣшено.
На этой высоко-хлѣбниковской нотѣ преграждаю безсловесный о Плѣку Дунай Д.А. Мачинскаго плотиною. Ничего не запрудитъ, никого не затопитъ, ещё не хватало. Народные промыслы типа плетень. Из виноградной лозы.
Все знают, что сначала земледельцы (рисоводы особь статья) одомашнили ячмень, а уж потом просо, полбу и рожь; на кукурузу и табак подсадил европейцев завоеватель Мексики Эрнан Кортес, на картофель — Франсиско Писарро, поработитель Перу. А вот летопись виноделия ставит в тупик даже Анатолия Вассермана, знатока всего и вся. А вы задайте ему вопрос, задайте. Хотя бы коротенько, мол, основные этапы большого пути. Грустно улыбнётся и разведёт руками старина Онотоле: т.н. Вакхиана, коей первые главы принадлежат Марку Порцию Катону, до сих пор не дописана. Излиянию в мозг А. Вассермана дополнительных (к загробным погребкам фараонов, дикорастущему винограду горы Арарат и китайской богине пьянства Йи-Ди) сведений препятствует разброс мнений, приводящий к разноголосице, расколу и даже разброду самых благонамеренных издателей. Простой, казалось бы, вопрос: кто на Балканах первым сбродил сок лозы — эллины или фракийцы? И начинается разброд, то есть превращение вина в сусло, сусла в грозди, гроздей в оскомину и так далее.Тоже теряюсь в догадках, чего уж там. Одно уяснил и смею доложить: на Олимпе, по меньшей мере, три пришлых бога: Орфей, Аполлон и Дионис. Насчёт Аполлона просветил Д.А. Мачинский: главное святилище индоевропейского владыки дневного света находилось в Минусинской котловине, и оттуда по раз и навсегда заведённому расписанию в Элладу прибывали непорочные девы-благовестницы. Относительно Диониса, он же Вакх, просветиться у Дмитрия Алексеевича не удалось. Оно и понятно: виноградарство — дѣло табакъ на берегу пустынныхъ волнъ его Дуная.
Поэтому предполагаю Диониса пришлым олимпийцем я, а не противная сторона. Следовательно, порицаю вредную привычку считать Замолксиса исконным богом гетов. Позднейший Замолксис вытеснил Диониса в Аттику, но влажный след на камнях Гема остался, и вынужденные союзники Дария I Гиспаспа распространили неприхотливую лозу своей отчизны вплоть до среднего течения Днестра. Изюм прекрасно переносит перевозку на дальние расстояния, покрытые морозостойкой мякотью косточки сохраняют всхожесть не год и не два.
Кстати говоря, заблуждениями по части виноградарства преизобилуют не только багровоносая Бургундия и всепьянейшая Шампань, но и сумасбродка Ламанча. Считается, что местное вино веселило сердце человека если не в пещерах Альтамиры, то во времена Одиссея уж наверняка. Ничего подобного.
н ликвидировал провинцию Дакию за Дунаем, которую в своё время организовал Траян, ибо отчаялся, по разорении Мёзии и Иллирии, вернуть её обратно. И выведя римлян из городов и полей дакийских, расселил их в центре Мёзии и назвал это место Дакией, которая и поныне разделяет две Мёзии и находится на правом берегу Дуная у места впадения его в Море, тогда как раньше она располагалась на левом берегу. ‹...›Проб правил с 276 по 282 гг., а косточки винограда с гетских пепелищ Молдавии не могли попасть туда позже последовавшей за осадой Ольвии (331 г. до н.э.) зачистки местного населения скифами. Или бастарны с венетами топили печи-времянки затянувшей всё и вся лозой, обживаясь на гетских руинах век спустя. Жгли вместе с гроздьями, как прежде черёмуху и бузину. Для благоухания.
В любом случае молдавское виноделие старше венгерского, французского, испанского и португальского по меньшей мере на шесть веков латинским счётом (на четыре старославянских, по Максимовичу).
еты возделывали и виноградную лозу. На подах печей, выявленных на гетском памятнике IV–III вв. до н.э. у с. Ганск, обнаружены обугленные косточки винограда. Геты успешно преодолевали трудности, связанные с климатическими условиями, прикрывая лозу от холода, на что указывают и античные источники. Возможно, они выращивали стелющуюся виноградную лозу, которая способна была выдержать ветры и морозы. На поселениях встречаются кривые ножи, применявшиеся при обработке виноградника.Хотите гордитесь, хотите нет, моё дело сторона. Родимая сторонушка. Я же отчасти славянин, Кириченко по маме. Кириченки полтавчане, запорожцы или кубанские казаки, разве не так. При этом Добрыня Никитич с Алёшей Поповичем до переселения в головы песняров и сказителей Олонца бытовали много южнее семидесятой широты, да и муромские леса отстоят от Пинеги преизрядно. Не говоря о молдавских Кодрах и примкнувшей к ним Дакии.
од названием виноградье в этнографии и фольклористике известна песня с припевом „виноградье красно-зеленое” (формула общего вида). ‹...›Эге, держать ухо востро подле Д.А. Мачинского поставил за правило не только я. Музыковеды Т.А. Бернштам и В.А. Лапин открыто ему противоборствуют: их виноградье перечит его Дунаю под обложкой одного сборника. Но языковедческие пробелы исследования перехожей попевки здесь великодушно вверены произволу добровольцев, буде отыщутся. Ещё как отыскались.
И то сказать, задача мне поставлена ещё в 1912 году: заглядывать в словари славян, черногорцев и др. — собирание русского языка не окончено — и выбрать многие прекрасные слова, именно те, которые прекрасны.
Прекрасно ли слово вино? Воистину. Докажу от противного: мою ступню так обработала подагра, что любовно составленный погребок, её живитель и виновник, приговорён к упразднению. Попал под раздачу, проще говоря. Но упирается всеми полками и дверцами. Препятствует иссяканию не сам погребок, разумеется, а какая-то нечисть, в нём живущая. Раздаю направо и налево — погребку хоть бы хны. Ибо страшно узок круг ценителей вина, которые берегут меня от скисания в уксус. Как правило, иностранцы. Нет пророка в своём отечестве, этим всё сказано. Берегут, не дёргают по пустякам. Молчание — знак согласия со мной всегда и во всём. Отечественных берегунов и берегинь значительно меньше. Анфиса Абрамовна, главным образом. Отправить ей в знак приязни малую толику Чили, Южной Африки, Аргентины или Австралии, что ли. Но примут ли на почте. Остапу Ибрагимовичу разрешили вложить банку варенья, но когда это было. Во времена фанеры над Парижем. Пронзишь, бывало, крышку гвоздями навылет, а потом загнёшь плоскогубцами и вколотишь в обечайку заподлицо. Приёмщица провизжит резы сверху и снизу, ошпагатит и взвесит без лишних слов. А нынче доверие к отправителю отменили вместе с ящиками и благоуханием расплавленного сургуча, навевающем грёзы о последнем дне Помпеи. Будьте добры купить коробку-раскладушку и предъявить содержимое к осмотру до укупорки-оклейки. Ставим себя на место работника почты: четыре бутылки вина в Москву. Вы за кого меня принимаете, гражданин. Это же коктейль Молотова на русский Майдан. И тащи обратно, навязывать родне Аргентину взамен Гянджи. Вот что мне нашёптывает нечисть.
Итак, словари славян. Завсегдатаям Хлебникова поля просьба не беспокоиться, обращаюсь исключительно к новобранцам: доколе. Срам-то какой. Ещё Грибоедов издевался, а вы. Неукоснительно выпалывать греко-романо-германщину. И не стонать, не стонать! Исключения считаны пальцами одной руки. Большой вверх, остальные сжаты. Знак одобрения в Древнем Риме, и не только. Такое дозволял даже Хлебников. Злѣйшiй врагъ заёмнаго корнѣслова Велимiръ Хлѣбниковъ дозволялѣ Себѣ такое!
Ну и где здесь одобряемое большим пальцем вверх исключение из правил? Анфисе молчать, новобранцам думать.
| Ныне я иду к той, Чьё холодное и странное руно Зовёт меня испить «Египетских ночей» Пушкина Холодное вино. | Россия забыла напитки, В них вечности было вино | И вечернее вино И вечерние женщины Сплетаются в единый венок, Которого брат меньший я. | Его свинцовые плащи Вино плохое пулемётам? Из трупов, трав и крови щи Несём к губам, схватив полётом. |
Оценка пять. А виноград Велимир Хлебников, случаем, не выпалывал?
| И буйволов сухое молоко хрустело в моём рту, А после чистое вино в мешочках и золотистая мука. | „Кушай”. Всадник коня придержал, Белый сыр протянул и золотую лепёшку, И много глаз моря на кисти. | Я узнавал растений храмы и чины, и толпу. Здесь дикий виноград я рвал, Все руки исцарапав. |
Похоже, издёвка Грибоедова над смешением бордо графа де Монте-Кристо с чихирём дяди Ерошки на Макарьевской ярмарке мешала Хлебникову определиться, дозволен русскому писателю виноград или нет. Следы сомнений налицо: чистое вино в мешочках | глаза моря на кисти. Из ряда вон плодотворные сомнения, сейчас докажу.
| русский | сербский | хорватский | словенский | словацкий | македонский | чешский | польский | болгарский |
| виноград (грозди) | грôжђ; грôзд; грóздак | grožđe | grozdje | hrozno | грозд | vinné hrozni | winogrona; grono winorośli | грóзде |
| виноградник | ви́ногрāд; виногрáдац; vinohrad | vinograd | vinograd; vinska gorica | vinica; vinohrad; viničné pole | грозjе | vinice; vinohrad | winnica | лóзе |
| виноградарь | виногрàдāр; vinohradar | vinogradar | vinogradnik | vinár; vinogradnik | гроздобер | vinař | hodowca winogron | гроздáр; лозáр |
| винодел | винодéл; винодéлац; stručnjak za vinarstvo | vinar | vinski producent | vinár; vinogradnik | винар | vinař | winiarz | винáр; винопроизводи́тел |
| виноторговец | trgovac vinom | vinotržec | vinar | винар | vinárník | винопродáв; винопродáвец | ||
| сбор винограда | винòбер; брати ви́ноград | vinska trgatev | vinobranie | грозjебрање | vinobraní | гроздобéр | ||
| виноградная лоза | винова лоза; vinova loza | loza | vinska trta | viničie | винена лоза | vinná réva | winorośl | лозá; лози́на; лóзова пръ́чка |
| виноградная водка | ви́њāк; грòздовача | grožđana vodka | vínovica | гроздовица | vínovice | грóздовица | ||
| дикорастущий виноград | ви́њяг (гроздь); ви́њяга (лоза) | divlje grožđe | psí víno | ди́ва лозá | ||||
| виноградарство | виноградáрство; vinogradarstvo | vinogradarstvo | vinogradništvo | vinařství | uprawa winogron (winorośli) | лозáрство | ||
| смородина | грôжђи́це | ribizla | ribez | ribezle | рибизла | rybíz | porzecska | фрéнско грóзде |
| черёмуха | pasjakovina | trešnja ptica | krhlika; ptičje češnje | vták čerešňa | птица цреша | střemcha | czeremcha | смрáдлика |
| черника | borovnica | borovnica | borovnica | čučoriedka | боровики | borůvky | borówka; czernica | боровинка |
| брусника | brusnica | brusnica | brusnica | brusnica | брусница | brusinka; brusnice | boróvca; brusznica | боровинка |
| калина | hudica; hudicovina | bekovina | dobrovita | kalina | kalina | kalina | калина | |
| клюква | jarebika; smrdljika | brusnica | mahovnica; brusnice | brusnica | боровинки | klikva | żuravina | червена боровинка |
| малина | malina | malina | malina | malina | малина | malina | malina | малина |
| ежевика | kupina | kupina | robida; ostrožnica | ostružina | ostružina | jeżina | къпина | |
| земляника | jagoda; šumska jagoda | divlja jagoda | divja jagoda | lesné jahody | дива јагода | lesni jahody | truskawka | дива ягода |
| шиповник | дог росе; šipak, divlja ruža; glog | pseća ruža | pes | psie ruže | куче роза | psí růže | róża psa | кучешка роза |
| морошка | močvarna (patuljasta) kupina | močvarna jagoda | grozdja | moruška | moruška | malina moroszka | дива къпина | |
| жимолость (бараньи муди) | orlovi nokti; kozja krv | orlovi nokti | kovačnik | zimolez | орли помине | zimolez | wiciokrzew | орлови нокти |
| рябина | рован | oskoruša | rowan | žeriav | роуан | jeřáb | jarzębina | офика |
| боярышник | глог | glog | glog | hloh | глог | hloh | głóg | глог |
| хмель | хмељ | hmelj | hmelj | хмел | chmele | chmiel | хмел |
Можно ограничиться этой сводкой и живописать обещанную Анфисе Абрамовне Дѣву Обиду, но не могу отказать себе в удовольствии праздно поболтать после трудов по составлению и расцветке. Обещаю коснуться до всего слегка, не докучать.
Признаться, ещё недавно я был уверен, что вино — заёмное сочетание звуков. Хлебников же неспроста сомневался, подбирал замену.
А потом вдруг прекратил поиски. На излёте жизни, в Баку. После пребывания в Персии. Виноград он разрешил себе именно тогда, во всеоружии опыта скитаний по южному Прикаспию с винтовкой за спиной и чехлом от пишущей машинки на голове. Якобы отбился от своих, на самом деле — побег в Индию.А теперь вспоминаем, что дикорастущий виноград сербы назвают ви́њяга. Собачье вино (psí víno), по мнению чехов. Вьётся — да, но и хмель вьётся. При чём здесь виноделие.
Неизбежно приходится признать, что первотолчком праславянского словотворчества в нашем случае оказывается не vino, а виение | навивание лозы на изгородь, естественную или рукотворную. Лозой на Руси называют прутья вербы (ракиты), они же върбови пръчки (лозняк м. върбалак, ракитак) у болгар, подручное средство для телесного наказания средней тяжести. Винова лоза | vinova loza | vinska trta | viničie | винена лоза | vinná réva | winorośl — растение вьющееся, употребляется не по назначению крайне редко и только на Молуккских островах. Уличённую в прелюбодеянии молукканку кладут навзничь на просеке и привязывают раскинутые конечности к вбитым в землю кольям. Через сутки сквозь изменницу прорастают побеги бамбука, и всё кончено. Как это при чём здесь лоза. А чем прикажете привязывать. Качественное мочало нынче в сапожках ходит.
Двигаемся дальше: виноградник | ви́ногрāд, виногрáдац, vinohrad | vinograd | vinska gorica | vinica, viničné pole | грозjе | vinice | winnica. Отглагольное от ‘подгораживать’ т.е. помогать виться по изгороди. Вспоминаем наречия-противоположности дóлу (вниз, к земле) и горé (вверх, ввысь). Вспомнив, осознаём величие царя Гороха (высшая власть). Виноградник — подгороженная лоза с висящими гроздьями, а не запретный плод за оградой. Песенный сад-виноград скорее на костылях, чем за тыном | изгородью | забором.
Говорим виноградина — подразумеваем ягоду. Повсюду ложные друзья переводчика с русского на русский, по-всю-ду. Ягода у праславян одна-единственная: так называемая русичами земляника. У лозы не ягоды, но гроздья: грôжђ, грôзд, грóздак | grožđe | grozdje | hrozno | грозд | vinné hrozni | грóзде.
А вот и проф. Д.Я. Самоквасов к нам пожаловал, да как вовремя. Переселение праславян из Дакии, вот именно. Чудовищные клады римского серебра в Повисленье и Поднепровье — сухой остаток двух людских потоков из одного источника. Весьма правдоподобно, судя по винограду. Поляки возделыванием лозы себя не утруждали, поляне долгое время пытались — и не без успеха: виноградарь (рус.) | виногрàдāр, vinohradar (серб.) | vinogradar (хорват.) | vinogradnik (словен.) | vinár, vinogradnik (словац.). При этом повисленские переселенцы оставили замечательно памятливых потомков: виноград (грозди) | winogrona, grono winorośli. Таким образом, олонецкое виноградье и ляшское winogrona — разлученные в младенчестве близнецы.
Д.А. Мачинский не отрицает, что восточные славяне обитали в Подунавье. Вопрос, как долго. По Мачинскому — миг между прошлым и будущим. Вроде крыс гоголевского городничего: пришли, понюхали и убрались прочь. Красно-зеленое виноградье, пронесённое русичами до Колымы, отнюдь этому воззрению не поддакивает. Да и крысы бывают разные. Корабельные бегут с обречённого корабля, и не все при этом тонут. Вот они выплыли, освоились на коралловом песке и празднуют годовщину спасения. Сбились в кучу, пищат на все лады. О чём. О незабвенном трюме, конечно. Ах, какие там были сухари. А здесь чёрт знает что в жуткой скорлупе, да ещё на мачту карабкайся.
Никогда истинно русский человек не сравнит славянина с корабельной крысой, никогда. Но я полукровка, это не лучшим образом влияет на образное мышление. В полной мере таковым обладали чистопородный Есенин, безупречный Маяковский, незамутнённые Пастернак и Мандельштам, обоюдо-кошерный Бродский. Негр Пушкин, армянин Хлебников и немка Цветаева значительно уступают этим неслиянникам в части образности: они вырабатывали язык. Сочетание звуков — здесь я дома: изящная словестность не взирает на лица даже и кавказского происхождения, не говоря о чалдонах с Туры и Тобола. Дворянчиков смолоду пичкали заморским в ущерб родному, а нынче внимать якуту Славе Бродникову из Жиганска и перечитывать Аксакова — удовольствие равновеликое. Но Слава подождёт удобного мне случая, на повестке дня словари славян и очевидные выводы бесстрастного вникания.
Вывод первый. Подунавье — прародина отнюдь не всех славянских племён, а лишь позднейших русичей, сербов, хорватов, словенцев, словаков, чехов и ляхов. Славяноговорящие степняки болгары обосновались там значительно позже распада подунайского единства; македонцы — ославяненные фракийцы (или фракийские наречия напрасно полагают исчезнувшими).
Вывод второй. Следы древнейшего возделывания лозы в Молдавии позволяют причислить междуречье Прута и Днестра к домницам по выплавке из местной руды и привозной шихты праславянской крицы. Остаётся выяснить наличие обугленных косточек гроздья́ западнее Прута, и количество плавилен будет умножено. Или сократится, к нашему с Г.Б. Фёдоровым удовольствию.
Два слова о ягодах. В случае правоты Д.А. Мачинского никакого разнобоя в названиях смородины, черёмухи, калины и прочих даров буха лесиного быть не должно. Равно и русско-сербско-хорватско-словено-словацко-чешского единства поименования делянки для возделывания лозы, работников на винограднике и хлопот по выращиванию и уборке урожая.
Поборники германской исключительности найдут у меня важное, с их точки зрения, упущение. Коренную ошибку, повлекшую бредни, отсебятину и чушь. О готском weingards понятия не имеет, какой с невежды спрос.
И вот я спрашиваю этих поборников: как называется единственный источник познаний Фридриха Брауна и примкнувших к нему Д.А. Мачинского и М.Б. Щукина о готах? «Гетика» Иордана. Составитель «Гетики» — пастырь христиан, лжесвидетельство исключено. И этот присяжный правдоискатель утверждает, что готы произошли от гетов. То есть от фракийцев, которые по независящим от них обстоятельствам огерманились. Ещё раз: готы, по Иордану, — германоязычные геты. А византийский писатель VII века Феофилакт Симокатта называл гетами славян. Ещё раз: потомки венедов, по Феофилакту Симокатте, — славяноязычные геты.
Полученные от равеннского епископа сведения навевают сомнения в полной зачистке Прутско-Днестровского междуречья конца IV века до н.э. мстящими за царя Атея скифами. Однако А.Н. Левинский склонен считать местных гетов родоначальниками даков, и это мне на руку.
Два слова о содержанiи следующей главы. Названiе разглашено, темъ лучше: «Знакъ бѣды». Яти указываютъ на бѣ́ды преимущественно русскiя, но дураки и дороги не при чемъ. Широчайшѣ растекусь о Дѣвѣ Обиде, распахну все закрома и хранилища. Многое обнародовано, причемъ давно. Говоря безъ обиняковъ — грядетъ очередной изводъ «Красотки» съ неизбежными Фомой Фомичемъ, нарочито безымяннымъ и отнюдь не отставнымъ полковникомъ, а также Анфисой Абрамовной въ качествѣ подушки безопасности на случай лобового столкновенiя поименованныхъ мыслителей. Бракосочетанiе Валамiра и Красотки далеко не взаимовыгодное предпрятiе, малѣйшей приязни со стороны прекрасной половины нѣтъ. Все пенки сниметъ Валамiръ, даю голову на отсѣченiе и умолкаю до предусмотреннаго Уставомъ срока.